пятница, 15 ноября 2013 г.

скелеты в шкафу

оригинал

Влияние обуви на распространённость плоской стопы.

Влияние обуви на распространённость плоской стопы. Осмотрено 2300 детей.
"Мы проанализировали отпечатки стоп 2300 детей возраста от четырёх до 13 лет чтобы установить влияние обуви на распространённость плоской стопы. Влияние среди детей, которые использовали обувь было 8.6%, по сравнению с 2.8% среди тех, кто не использовал (p меньше чем 0.001). Значительная разница между теми детьми, кто в основном ходил в обуви и теми кто без, была замечена во всех возрастных группах, особенно заметна среди детей с общей слабостью связок. Плоская стопа наиболее часто была замечена среди детей, которые носили обувь с закрытым носком, менее часто – среди тех кто носил сандалии или шлёпанцы, и наименее часто среди босоногих. Полученные нами данные говорят о том, что ношение обуви в раннем детстве вредят (причиняют ущерб) развитию нормального продольного свода стопы."

"Во втором исследовании рассматривались взрослые со сформировавшимися скелетами. Когда начали носить обувь - до 6 лет, между 6 и 15, и после 16. А также сколько часов в день проводили в обуви.

Плоскостопия наблюдалось заметно больше всего в группе обутых до 6 лет, проводивших в обуви более 8 часов в день, и соответственно, все меньше и меньше по мере более позднего начала ношения обуви. Причем, разница сохранилась и после рандомизации по фактору лишнего веса, который тоже влияет на развитие плоскостопия."
____________________________________________________________ __________________________

СКЕЛЕТЫ В ШКАФУ ОРТОПЕДА

Физическое развитие ребенка, несомненно, беспокоит родителей ничуть не меньше, чем интеллектуальное и психическое. Они то и дело тревожатся, не пора ли малышу переворачиваться, вставать в кроватке, ползать, делать первые шаги... Заметив у ребенка признаки физического недоразвития или отставания в моторике, задумываются, все ли тут в порядке, и невольно сравнивают его с другими детьми.

Однако всякие сравнения ребенка с другими детьми неуместны. Если соседский ребенок пошел раньше, это не означает, что он более смышлен и развит. Временные рамки формирования подобных навыков довольно широки, и любые отклонения редко имеют отношение к интеллектуальной одаренности или к природным физическим способностям.

И уж, конечно, не имеет смысла сравнение физиологических особенностей детей. Матери, особенно первенцев, проявляют почти маниакальную озабоченность внешностью малыша. Они приходят ко мне по поводу плоскостопия, кривых ног, косолапости, считая их «ненормальными», и требуют коррекции.

Эти мнимые аномалии – настоящая золотая жила для агрессивных педиатров и ортопедов. Многие из них охотно вмешиваются в физиологический процесс, рекомендуя для «исправления» состояний, которые со временем проходят сами, корсеты, скобы, лубки*, ортопедические ботинки и даже операции. Не допустите, чтобы ребенок стал жертвой ортопедического безумия. Подобные меры редко необходимы. Да и одно то, что малыш нуждается в таком вмешательстве, может психологически его травмировать.

* Лубок – твердая накладка в повязке на место костного перелома. (Прим. ред.)

Если у ребенка одного года искривлены ножки, это не значит, что, став взрослым, он будет напоминать кривоногого ковбоя!
Некоторые родительские страхи относительно физического развития ребенка берут начало в мифах, передающихся из поколения в поколение: Так, очень многие думают, что, если ребенок начнет ходить раньше времени, у него искривятся ноги. Научных доказательств этого не существует! Наоборот, это позволит раньше приобрести чувство равновесия. Ложно мнение и о том, что толстые подгузники – причина искривления детских ног. Ничего они не искривляют. Они лишь предохраняют одежду взрослых от детских «неожиданностей»!

У новорожденных почти всегда искривлены ноги, а носки повернуты внутрь – это обусловлено положением ребенка в матке в течение беременности. Жировые подушечки на ступнях младенцев наводят родителей на мысль о плоскостопии. Если родители не знакомы с нормальной последовательностью развития нижних конечностей ребенка, неудивительно, что они пугаются всех этих кажущихся аномалий.


КАК РАЗВИВАЮТСЯ НОГИ РЕБЕНКА

После того как ребенок покинул тесное материнское лоно, его ноги проходят четыре стадии развития. До полутора лет они могут иметь форму буквы «о». С развитием мышц от хождения и физических упражнений ноги постепенно выпрямляются. Между полутора и двумя годами ноги ребенка обычно приобретают форму «х», и это х-образное искривление может продолжаться до двенадцати лет. В подростковом возрасте ноги снова выпрямляются.

Ясно, что на любом этапе естественного развития ребенка у врачей есть возможности для исправления состояний, которые со временем отрегулируются сами, если, конечно, этому не мешать. Врачи имеют дополнительное преимущество перед пациентами ввиду огромного разнообразия вариантов развития детей. Развитие нижних конечностей попадает в сферу их внимания, названную однажды одним просвещенным специалистом «пограничной ортопедией». Не существует адекватного определения нормы и аномалии в развитии ног, так же, как нет официально объявленных нормальными форм носа и ушей.

Если врач не в состоянии диагностировать конкретное физиологическое состояние и убедительно доказать, что оно нуждается в лечении, не нужно никакого исправления ни о-образных, ни х-образных ног до достижения ребенком подросткового возраста. К этому возрасту, по всей вероятности, все уже будет в порядке.

Если х-образная форма ног к подростковому возрасту не изменилась, наиболее вероятно, что ноги не выпрямились из-за лишнего веса ребенка. В этом случае нужен не ортопед, а диетолог, и мать лучше всего подходит для этой роли. Исключение составляют редкие случаи косолапости, нейрогенных заболеваний или несовершенный остеогенез. Все эти состояния проявляются специфическими симптомами, которые выходят за пределы всех вариантов нормы.


ОБУВЬ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБОЙ

Внимание, уделяемое родителями ногам своих чад, особенно наглядно демонстрируют лежащие в коляске двухмесячные младенцы в высоких ботиночках за двадцать долларов. Ребенок еще не ходит, но у него уже есть дорогое снаряжение для скоростных полуторакилометровых пробежек! Конечно, здесь присутствует и желание родителей щегольнуть, ведь детские ботиночки такие хорошенькие, их даже изготавливают в сувенирном варианте. Однако, похоже, большинство родителей уверено в том, что у детей возникнут проблемы с ногами, если с рождения они не будут носить «правильную обувь». Надо ли говорить, что представители обувной промышленности не раскроют рта, чтобы развеять это заблуждение. В Соединенных Штатах ежегодно производится и продается непропорционально много – 600 миллионов пар – детской обуви, а ее производители и продавцы получают огромные прибыли. Как минимум один миллион пар обуви из этого числа – дорогая и ненужная коррекционная ортопедическая обувь.

Для нормального развития стопы обувь вообще не нужна, ни дорогая, ни дешевая. У босоногих аборигенов нижние конечности развиты лучше, чем у миллионеров, обутых «от Гуччи». Единственная функция обуви, помимо красоты, – защищать ноги от холода и травм. Есть ли смысл тратить на детскую обувь большие деньги по причинам, не связанным с красотой и модой? Пара матерчатых теннисных туфель для этого ничуть не хуже. Дорогие высокие ботинки не помогут улучшить форму ступни, равно как и дешевые кроссовки не приведут к плоскостопию, низкому подъему или микозу ступней, вопреки мнению многих родителей.

Наблюдение над 104 практически здоровыми детьми в одной из клиник выявило: 87 процентов детей носили обувь с высокими голенищами, 74 процента – с жесткими подошвами и 50 процентов – со специальной поддержкой свода стопы. 75 детей обували до того, как они начали ходить, а 35 – до того, как они встали на ноги. Ни один из детей не получил от «правильной» обуви никакой пользы. Более того, высокие ботинки могли замедлить развитие голеностопного сустава и препятствовать развитию навыков хождения.

Коррекционная обувь, в большинстве случаев, имеет еще меньше смысла. Нет никаких свидетельств в пользу того, что ношение недешевой амуниции исправляет какие-либо отклонения от нормы (если она вообще определима). Кроме случаев косолапости или настоящих деформаций, ортопедическая обувь не дает никаких преимуществ, оправдывающих ее стоимость. В то же время ребенок, носящий обувь, свидетельствующую о наличии у него деформаций, может пострадать от эмоциональной травмы. Это относится и к коррекционным корсетам и скобам.

О-образные и х-образные искривления ног и косолапость – наиболее частые поводы для ортопедического вмешательства, но далеко не единственные. Есть состояния, которые нередко неверно диагностируют, а затем исправляют агрессивными методами. Одно из них – врожденная дисплазия бедра, при которой бедренная кость неправильно соединена с тазобедренным суставом. Истинная дисплазия бедра чаще всего может быть следствием тяжелых родов в ягодичном или ножном предлежании, когда и происходит вывих сустава. Это состояние должно немедленно исправляться акушером: чтобы бедро встало на место, он захватывает лодыжки новорожденного определенным образом.

В большинстве случаев этого оказывается достаточно, чтобы исправить патологию, если она вообще имела место. Врожденная дисплазия бедра, сохраняющаяся после родов, встречается довольно редко, хотя диагностируется часто. Исследования показывают, что дисплазия наблюдается примерно в одном случае из тысячи, а возможно, и из двух тысяч. Диагностируют ее так: ребенок лежит на спине с согнутыми коленями; врач разводит колени младенца в стороны; если одно (или оба) колено оказывает сопротивление, это свидетельствует о дисплазии бедра. Обычно это состояние корректируется широким пеленанием – в подгузник подкладывается подушка или что-либо еще в качестве небольшой шины*. Агрессивные педиатры, однако, не любят таких простых решений. Они предпочитают поступать иначе: следует целая серия рентгеновских снимков, подвергающих ребенка неразумным дозам облучения, и наложение шин и лубков. Хочу предостеречь родителей детей с этим недугом: берегитесь! Такое лечение обычно неэффективно, а гипс приводит к атрофии мышц, расстройствам кровообращения и эмоциональным проблемам.

* Шина – приспособление, обеспечивающее неподвижность больной или поврежденной части тела (чаще конечностей). (Прим. ред.)


ГИПЕРДИАГНОСТИКА СКОЛИОЗА

Одной из новых причуд педиатров стала диагностика сколиоза. Это состояние чаще встречается у девочек и представляет собой латеральное (боковое) искривление позвоночника. Определить наличие сколиоза можно визуально, наблюдая за ребенком сзади.


Сколиоз есть, если:

• одна лопатка выпирает или заметно выше другой;
• линия талии несимметрична, искривлена с одной стороны;
• бедра наклонены неравномерно, наклон одного бедра более выражен;
• ясно видно искривление линии позвоночника;
• при наклоне одно плечо необычно приподнято.

В ранние годы моей практики сколиоз диагностировали редко и еще реже его лечили у детей школьного возраста. Сегодня болезнь переросла в эпидемию из-за растущего увлечения рентгеновскими исследованиями, которые в некоторых штатах стали массовыми и регулярными. Врачи диагностируют и лечат сколиоз в таких легких формах, которые при обычном осмотре они никогда бы не выявили. Лечить такие состояния вовсе не нужно.

Я не хочу преуменьшать важность лечения сколиоза в тяжелых случаях. Со временем он может привести к серьезным деформациям. Однако я убежден, что лечение легких форм сколиоза приносит детям больше вреда, чем пренебрежение лечением тяжелых его форм.

Если у ребенка диагностирован сколиоз, не надо спешить с лечением, не убедившись, что это оправдано тяжестью искривления, как не надо и соглашаться на любые виды лечения, не изучив возможных альтернатив. В некоторых случаях может понадобиться «скоба Милуоки» – неудобная металлическая конструкция, охватывающая тело ребенка от подбородка до бедра. Она предназначена для растягивания и выпрямления позвоночника. Я бы не стал заковывать ребенка в это устройство, пока не будут использованы все менее радикальные методы. К ним относятся: электронные средства биологической обратной связи, упражнения, глубокая мышечная терапия, лечение танцем, физиотерапия и другие. Операция, на мой взгляд, должна быть последним средством и применяться только тогда, когда остальные меры не принесли результата. Прежде чем на нее соглашаться, посоветуйтесь с несколькими специалистами.

Мой совет по поводу лечения сколиоза отражает мое мнение обо всех болезнях, для которых нет четких определений нормы и отклонения. Я считаю, что врачи должны руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше», хотя многие из них поступают наоборот. Если врач рекомендует драконовские методы лечения, нельзя доверять его совету безоговорочно. Тщательно взвесьте последствия лечения, обдумайте альтернативы и потребуйте, чтобы доктор доказал необходимость предложенных им методов. Затем, если сомнения остались, не пожалейте денег и усилий на дополнительные консультации с другими врачами.


Краткое руководство по ортопедическим проблемам

Когда речь заходит о физических данных ребенка, четких определений нормы и отклонения практически нет. Многие характерные черты физического развития в раннем детстве могут казаться отклонением от нормы – например, искривленные ноги или косолапость. Тем не менее это всего лишь этапы нормального развития. Они обычно не требуют особого внимания и практически никогда – лечения. Вы избежите многих ненужных вмешательств и сэкономите немало денег, если запомните следующее.

1. У маленьких детей ступни всегда плоские, поскольку под их сводом расположены жировые подушечки. И даже если плоскостопие у ребенка имеется, эта наследственная особенность не требует ни лечения, ни ношения коррекционной обуви. Люди с плоскостопием страдают от болезней ног реже, чем те, у которых свод стопы приподнят.

2. Почти все дети рождаются с искривленными ногами, которые выпрямляются по мере развития мышц. К двум годам у многих детей ноги приобретают х-образную форму, исчезающую к 12-16 годам. Это состояние требует лечения только в подростковом возрасте.

3. Врожденная дисплазия бедра встречается очень редко и еще реже требует оперативного вмешательства или наложения лубков. Легкие ее формы часто лечатся необоснованно агрессивно. Не позволяйте педиатру использовать экстремальные методы, предварительно не убедившись в их необходимости. В большинстве случаев никакого лечения не требуется; иногда достаточно широкого пеленания, при котором в подгузник подкладывается подушка или что-либо еще в качестве небольшой шины.

4. Сколиоз обычно не опасен, кроме случаев сильного искривления, однако из-за гипердиагностики его лечат даже в легких формах. Если у ребенка диагностирован сколиоз, не соглашайтесь на операцию и даже на лечение с помощью скобы, не испробовав менее радикальные способы исправления осанки.

____________________________________________________________ __________________________

Снимите ваши ботинки и идите


Как обувь вредит нашим стопам
 
Обнаружение причины проблем со стопами

Трудности в устранении проблем со стопами, обусловленные незнанием причины - Тысячи теорий - Босые и здоровые - Ответ дает ребенок - Главная причина проблем со стопами

У большинства американцев наблюдаются проблемы со стопами, а они об этом и не подозревают. Из-за болезней стоп у бесчисленных жителей Америки возникают нарушения осанки, они легко устают и становятся подвержены дегенеративным заболеваниям.

Я обнаружил, что сделать стопы сильными и здоровыми — это легко. Я расскажу вам, что для этого нужно — пусть ваши ноги и ноги ваших родственников будут здоровы.


Трудности в устранении проблем со стопами, обусловленные незнанием причины

В 1933 году я закончил Школу подиатрии (раздел медицины, занимающийся изучением строения и лечением болезней стоп. — Прим. перев.) при Университете Темпл, получив квалификацию специалиста по работе с нарушениями функций стоп. Меня учили помогать страдающим от проблем со стопами: срезать мозоли, ороговевшие участки и вросшие ногти, перевязывать стопы и накладывать компрессы, если больной жалуется на стертые ноги. Но подобная помощь так никого и не вылечила. Специалисты, подобные мне, не могли предотвращать проблемы со стопами, так как не знали их причин.

Эта печальная ситуация меня не устраивала и побудила продолжить обучение. Я прочел еще больше книг по предмету, посещал научные собрания, говорил с ведущими медиками и все же приобрел очень немногое из того, что могло бы принести окончательное облегчение большему числу моих пациентов.

С 1935 по 1943 год я работал в штате Многопрофильной больницы округа Ланкастер, штат Пенсильвания. Большинство из тех, кто приходил ко мне на прием в клинике и в моем офисе, страдали той или иной степенью плоскостопия. Массаж и перевязки приносили временное облегчение некоторым из них, но не могли излечить ни одного. Тогда, как и сейчас, коммерческие компании находили выгодными продажи супинаторов страдающим плоскостопием. К сожалению, носка этих супинаторов редко давала удовлетворительный эффект. Люди, надеявшиеся избавиться от проблем со стопами при помощи таких устройств, ходили из одного обувного магазина в другой, от одного врача к другому, в конце концов заполняли супинаторами целые ящики своих шкафов — и все без толку.

Я спросил более опытного врача больницы, что, по его мнению, можно сделать, чтобы избавить людей от проблем со стопами. "Такие проблемы — это хронические состояния, наблюдающиеся в течение долгого срока", — сказал он. — "Пытаться найти их причину и устранить них — пустая трата времени. Довольствуйся уже тем, что даешь людям все облегчение, какое только можешь."


Тысячи теорий

Я говорил с пациентами при каждом удобном случае, спрашивая, что они делали для устранения проблем со стопами. Они не находили способов избавиться от них. В ходе более чем 3000 бесед я выслушивал, как пациенты описывают все обычные и необычные средства лечения стоп. Некоторые даже прикладывали медные пластины к пяткам для избавления от статического электричества или спали ногами к Северному полюсу, чтобы магнитное поле вытянуло из ног напряжение.

Боли в стопах — не единственное, что хотели устранить люди. Казалось, что проблемы со стопами вызывают усталость и боль во всем теле. Мне говорили слова, которые ортопеды вновь и вновь слышат от измученных пациентов: "Когда болят ноги, болит все."

В 1870-х годах отец Себастьян Кнайпп, австрийский священник, прославился своим способом борьбы с усталостью и сопутствующими ей болями. Его лечение состояло в том, что люди разувались и ходили босиком по утренней росе. Успех лечения он приписывал целительным качествам воды.

В начале 1930-х годов десятки тысяч американцев совершали паломничества в Канаду, чтобы на себе испытать "чудотворные" манипуляции д-ра Мэлона Лока (Mahlon Locke) со стопами. Интерес к этим манипуляциям как средству снятия усталости был таким, что соответствующий курс преподавался в Университете Темпл. Я прослушал этот курс и попытался пополнить свои знания о манипуляциях со стопами, обмениваясь идеями с другими. Я все еще применяю такие манипуляции к своим пациентам, добиваясь хорошего результата, но уже тогда понял, что они не могут ни устранить проблемы со стопами, ни помочь мне раскрыть их причины.

Д-р Рейф У. Дай из Сэнди-Лэйк, штат Пенсильвания, в конце 1930-х годов представил новый способ восстановления функций стопы постоянным наложением лейкопластырных повязок. Его метод состоял в том, чтобы заставить пациента ходить, перекатываясь с пятки на носок, а не с внутренней стороны стопы, как делают страдающие плоскостопием. Благодаря этому лечению холодные бескровные стопы теплели от увеличенной мышечной активности, онемение пальцев исчезало, отсутствовавшие нервные рефлексы восстанавливались. Благотворные изменения происходили не только со стопами. Улучшалась осанка. В некоторых случаях слишком широкие бедра становились уже благодаря меньшей напряженности походки. Я более не сомневался, что болезни стоп способствуют ухудшению осанки и возникновению сопутствующих заболеваний. Было важно узнать причину и способы предотвращения проблем со стопами. Вскоре после этого я отыскал исчерпывающие доказательства причины заболеваний ступней.


Босые и здоровые

Посещая судоверфи во время Второй Мировой войны, я заметил, что женщины-новобранцы, занятые в строительных работах, носят те же свободные закрытые туфли, что и мужчины, и трудятся с большей легкостью движений, чем когда-либо виденная мной у американок. Казалось, в действительности их ноги наслаждаются отсутствием той поддержки, которая, как меня учили, им нужна. Я собрал дополнительные доказательства в пользу данного наблюдения. В Пуэрто-Рико во время путешествий вглубь острова, где многие жители обычно ходят босыми, я с удивлением обнаружил, что у всех этих людей прямые, неискривленные пальцы ног в отличие от стиснутых обувью пальцев, которые я видел и лечил в Соединенных Штатах.

Вернувшись к своей практике, я продолжил применять методы манипуляций и наложения перевязок для оказания помощи страдающим плоскостопием, однако у данного лечения были бесспорные недостатки.

Плоскостопие. Нужна ли обувь малышу?К примеру, эффективного лечения требовало раздражение, вызванное многомесячным накладыванием лейкопластыря на чувствительную кожу. Я опробовал такие незадолго до этого разработанные методы, как применение формованной обуви и приспособлений для поддержания равновесия стопы, но людей часто не устраивала мера полученного облегчения, и уж точно они никогда не излечивались. Стало ясно, что поиск временного облегчения для страдающих от проблем со стопами — не способ решить задачу. Необходимы были лечение или профилактика, основанные на знании причин. Но каковы эти причины?

В медицинских библиотеках я ознакомился с рядом исследований, результаты которых вместе с увиденным мною доказывали, что люди, привыкшие ходить босиком, не приобретают наших проблем со стопами. В последующие годы я путешествовал по Мексике, Коста-Рике, Ямайке и Гаити. Кроме крепких пальцев ног и мускулистых ступней, их жители, постоянно ходившие босыми, могли похвастаться полным отсутствием плоскостопия. У всех них, как на подбор, была великолепная осанка, и ни один из моих собеседников не ведал, что такое хроническая усталость. Мне было очевидно, что проблемы со стопами вызываются каким-то свойством обуви. Каким же?


Ответ дает ребенок

Ответ я отыскал уже в Соединенных Штатах, работая с мальчиком двух с половиной лет. Пальцы его ног были сжаты узкой обувью, а при ходьбе он разводил носки образом, типичным для ребенка с плоскостопием. Он быстро уставал, постоянно хотел, чтобы его носили, и часто падал при ходьбе. Я спросил мать мальчика, почему она покупает обувь, которая сжимает пальцы ног ребенка по форме носка ботинка. Ведь из-за этого пальцы мальчика так ослабли, что он едва мог сгибать их. "Вам следует покупать обувь, достаточно широкую для него", — сказал я ей.

"Я пыталась", — ответила она. — "Я взяла его в лучший обувной магазин в городе, и там мне продали самую широкую пару обуви, которая у них была."

Хотя ножка мальчика была не особенно широкой, эти ботиночки сжимали его пальцы с боков. Его мать вернулась в обувной магазин и попросила самую широкую пару, которую можно было заказать, — на размер больше по ширине.

Эта обувь была достаточно широка для того, чтобы не стискивать плоско лежащие стопы мальчика, но пространства, чтобы расправить пальцы, не оставалось, и с ростом стопы ботиночки опять должны были прижать пальцы друг к другу. Толстые жесткие кожа и подметка не позволяли свободно двигаться остальной стопе. Помня здоровые ступни и сильные пальцы ног людей, постоянно ходящих босиком, я предложил снять с ребенка обувь на все оставшееся лето.

Тем летом у меня было достаточно возможностей наблюдать за ногами мальчика во время его ходьбы. Я не мог не размышлять над тем, чтó в первые два года его жизни деформировало его стопы, вывернуло носки наружу и заставило его ходить походкой человека, страдающего плоскостопием. В течение месяцев я наблюдал за каждым движением пальцев его ног, каждым изгибом его лодыжек, за тем, как он поднимает ступни, как его ноги впервые приходят в прямое соприкосновение с землей.

Затем случилось чудо. В конце концов мальчик перестал опираться на своды стоп, стал ходить прямее и нормальнее. Наконец мне стали понятны причина плоскостопия и источник проблем со ступнями. Поскольку пальцы ног ребенка были постоянно прижаты друг к другу обувью, его телу пришлось найти себе другую опору: вместо ослабших, сжатых вместе пальцев ею стала внутренняя часть его ступней, вывернутая наружу для поддержания равновесия. Тогда я понял, почему люди настойчиво опираются на напряженный внутренний свод стопы, который никогда не предназначался для постоянной поддержки, и почему в конце каждого шага они вынуждены с болью отталкиваться от земли, используя своды стоп, а не пальцы ног.
  Плоскостопие. Нужна ли обувь малышу?

Ходьба босиком увеличила площадь опоры мальчика на пальцы и придала им силы. Когда он стоял, его окрепшие пальцы могли теперь раздвигаться в стороны, создавая значительную переднюю площадь опоры для его веса. Теперь он действительно пользовался пальцами ног стоя и при ходьбе — во время игры он даже частенько вставал на носки. Его плоскостопие исчезло. Так как равновесие стопы улучшилось, падал он редко. Он больше не просил, чтобы его несли, и казался неутомимым в своих делах.
 
Плоскостопие. Нужна ли обувь малышу?

Главная причина проблем со стопами

Это было десять лет назад. С того времени я осмотрел тысячи ног детей и взрослых как в Соединенных Штатах, так и в зарубежных странах, полный решимости узнать, до какой степени обувь может нарушить функции здоровых от природы стоп. Я провел множество исследований в аккредитованных больницах и опубликовал свои наблюдения в многотиражных медицинских журналах, представляя свои взгляды на изучение другим врачам и ожидая их критических ремарок. Теперь мне определенно ясно, что главной причиной проблем со стопами является вид носимой нами обуви

В этой теории ничего удивительного. Удивительно то, что, хотя причина возникновения проблем со стопами так очевидна, чтобы быть ясной и ребенку, знают о ней немногие. Большинство продолжает постоянно и без надобности деформировать свои ступни из-за одной лишь эволюции моды, начавшейся столетия назад.
Форма ног. 
Неуверенно стоящий ребёнок в возрасте 6-18 месяцев, как правило, имеет О-образную (варусную) форму ног.

С началом прямохождения в попытках удержать равновесие ребёнок начинает широко расставлять ноги. При этом колени, как правило, смещаются кнутри, к средней линии тела, и постепенно к 2, 5-3 годам жизни может возникнуть Х-образная (валгусная) форма ног.

По этому поводу один из патриархов русской ортопедии М. О. Фридланд писал, что ребёнок, начинающий ходить, «должен пройти сложную школу эквилибристики». При весьма малой опорной поверхности стоп и высоком расположении центра тяжести тела ребёнок должен, прежде всего, научиться сохранять равновесие при стоянии и передвижениях. Далее, с укреплением мышечно-связочного «корсета» тела форма ног обычно выравнивается: стопа, голень, колено и бедро центруются и выстраиваются по одной линии — вертикальной оси нижней конечности.


Своды стопы.
С ростом ребёнка соответствующим образом меняется позиционная установка стоп, форма и индивидуальные изгибы сводов стоп. Установка стоп претерпевает естественные физиологические изменения и к 8-9 годам стопы должны занять нейтральную позицию, когда средняя линия пяточной кости лежит близко (±5°) к вертикальной оси голени и всей нижней конечности.

В 60-ых годах сотрудники Ленинградского института протезирования во главе с профессором С. Ф. Годуновым провели подробнейшее исследование «созревания» сводов стоп детей ясельного и детсадовского возраста. Всего были изучены 4881 ребёнок от 2 до 18 лет. Результаты показали, что у 97, 6 % детей 2-летнего возраста имеются плоские стопы, причём у 72 % из них плоскостопие III степени. С возрастом количество плоских стоп резко снижалось, достигая минимальных цифр к 9 годам. В этом возрасте продольное плоскостопие I и II степени было установлено только у 4, 3 %, III степени — у 0, 8 % обследованных детей.

Судя по результатам этого и других многочисленных исследований, к 7-9 годам своды стопы, форма ног и осанка должны постепенно выравниваться и приобретать очертания, характерные для взрослого человека. На подростковый возраст и период интенсивных эндокринных перестроек приходится следующий период повышенной уязвимости. В этот период скелетно-мышечная система детей наиболее склонна к деформациям. Пол, возраст, генетические особенности и особенно средовые факторы могут существенно влиять на дальнейшее формирование осанки, формы ног и сводов стопы.

Так естественное, возрастное выравнивание формы ног происходит далеко не всегда. Например, девочки от природы более гибки, пластичны (гипермобильны), но если эта гибкость чрезмерна, а мышечно-связочный «корсет» тела отстаёт в развитии, Х-образная форма ног и избыточный прогиб (гиперлордоз) поясницы остаются надолго, может быть, на всю жизнь. Некоторые детские тренеры в погоне за гибкостью пытаются постоянно «растягивать» своих подопечных, плодя «суперменов» с разболтанными суставами. Повышенная гибкость хороша только при сбалансированном мышечно-связочном аппарате суставов. Также отрицательно на осанку, форму ног и «созревание» сводов стопы ребёнка влияет и избыточный вес или резкая его прибавка.

 Мы многим обязаны благам цивилизации, но у всего есть «обратная сторона». Вместо того чтобы, как наши пращуры, бегать босиком по упруго-вязким природным поверхностям в погоне за добычей, современный человек вынужден спокойно ходить по гладким и жёстким искусственным покрытиям, подолгу сидеть за столом, сводя свою физическую активность к минимуму.

К сожалению, отставание в мышечном развитии и гипермобильность, видимо, становятся характерной чертой нынешнего поколения детей крупных мегаполисов. Так, по данным А. Г. Беленького (2002 г.) при обследовании здоровых москвичей-подростков в возрасте 16-20 лет более чем 50 % девушек и более 25 % юношей демонстрировали симптомы общей гипермобильности.

Признаки генерализованной гипермобильности (избыточной гибкости)

Попросту говоря, у таких детей слабый мышечно-связочный «корсет» тела и «разболтаны» суставы, у них быстро устаёт спина, ноги, им трудно сидеть, стоять, долго ходить. Такие дети более всего склонны к прогрессирующему ухудшению осанки и плоскостопию.

Локализация болезненностей при прогрессирующем плоскостопии

Что касается стопы, то ещё на заре XX века один из основателей русской ортопедической школы Р. Р. Вреден писал: «Ком земли, наполняя своды стопы, от Адама и по сие время спасает босую ногу человека от плоскостопия». Однако уже в 1929 г. другой классик русской ортопедии М. И. Куслик с тревогой отмечал, что «с приходом цивилизации, создавшей неуступчивые, твёрдые мостовые и полы, давшей человеку обувь с плоской подошвой, было отнято у свода его природное подкрепление».

При ходьбе босиком естественный грунт (песок, галька, дёрн и т.п.) заполняет анатомические углубления стоп. Это обеспечивает поддержку рецепторной и рессорной функции стопы и, одновременно, придаёт ей определённую устойчивость в период опоры. Напротив, на гладком и жёстком покрытии большая часть подошвенной поверхности стопы как бы зависает в воздухе, а её своды лишаются рессорной и сенсорной естественной поддержки грунта. В этих условиях сводообразующие элементы стоп не могут бесконечно долго противостоять перегрузкам. В многолетних состязаниях стопа асфальт (бетон, паркет и т.п.) стопа постепенно проигрывает и сдаётся — уплощается и деформируется.

Понадобилось около 50-60 лет «победного» наступления цивилизации, чтобы опасения доктора М. И. Куслика подтвердились. Недавно исследователями из Индии было показано, что частота встречаемости плоскостопия у жителей городов, регулярно носивших обувь в детстве, в 3 раза выше, чем у людей, проведших «босоногое» детство в деревне. В 2002 г. немецкие авторы, сравнивая данные разных лет, обнаружили, что за последние 20 лет стопа подростков расширилась в среднем у девочек на 6, 8 %, у мальчиков — на 5, 6 %. Функция формирует орган и … наоборот! Среда обитания накладывает свой отпечаток на ход естественных процессов развития. «Тепличное» детство чревато последствиями!

В последние десятилетия гиподинамия охватывает всё более молодые слои населения. Растут поколения «компьютерных» мальчиков и девочек, предпочитающих детским забавам на природе многочасовое ссутуливание у компьютера или «валяние» у телевизора. Среди жителей городов рассказы о «босоногом» детстве и спортивной юности можно услышать разве что от бабушек и дедушек. Как результат — на школьных медосмотрах всё чаще звучит два диагноза — «две верных подруги»: «нарушения осанки» и «плоскостопие». В старших классах подключается ещё один «плюс» цивилизации — «модная», уродующая ноги, обувь.


 
Стопа и осанка

Какая связь между этими, казалось бы, отдалёнными частями тела: стопой и позвоночником? Прямая!

Наше тело от стоп до макушки — это отточенная эволюцией конструкция, где все звенья взаимосвязаны. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий