суббота, 27 февраля 2021 г.

Луис Бреннан и его монорельс

Сложно себе представить локомотив, способный двигаться по одному рельсу, точно балерина. Тем не менее в 1903 году австралийский инженер и изобретатель Луис Бреннан получил патент на монорельсовый транспорт, баланс которого поддерживается с помощью гироскопа. Гироскоп — это, по сути своей, быстро вращающийся ротор, ось вращения которого способна изменять своё положение в пространстве. Какие бы внешние силы ни воздействовали на запущенный гироскоп, его ось вращения будет сохранять постоянную пространственную ориентацию. Для примера можно привести обычную детскую юлу: если запущенный волчок толкнуть, он не опрокинется, а пошатнётся, после чего снова примет вертикальное положение.


По такому принципу работают и гироскопические стабилизаторы. Сегодня они активно применяются в самых разных технических устройствах (взять хотя бы модели вертолётов), но Бреннан стал одним из пионеров, который применил гироскоп в серьёзной технике. В 1907 году он продемонстрировал компактную модель монорельсового электровоза длиной 762 мм.

Полный размер


Демонстрация произвела эффект. Изобретением заинтересовалась британская армия: Бреннан получил 2000 фунтов на дальнейшие разработки (планировалось выдать ?10000, но этому воспротивилось финансовое ведомство) и построил на них вторую модель длиной 183 см. Модель была вполне действующей и выдерживала одного нетяжёлого человека: Бреннан построил небольшую монорельсовую дорогу и катал по ней свою дочь. Одной из самых известных фотографий того времени стал снимок, на котором дочь Бреннана едет на монорельсе по канату, натянутому в полутора метрах от земли между деревьями. Эта модель сохранилась до наших дней: её можно увидеть в Лондонском музее науки. Правда, хранится она под стеклом, её не заводили около ста лет.


Вторая демонстрация убедила армию в функциональности нового изобретения. Бреннану было выдано множество грантов, и к 1909 году он наконец представил полноразмерный локомотив с гироскопом. 12-метровая машина с 20-сильным бензиновым двигателем могла развивать скорость до 35 км/ч.


15 октября 1909 года она провезла по экспериментальной однорельсовой дороге 32 человека — представителей армии, промышленности и прессы. К следующему году Бреннан построил вторую машину, которая была представлена на технической выставке в Лондоне. На ней прокатился сам Уинстон Черчилль (тогда ещё молодой).

Но всё-таки скепсис победил прогресс. Да, однорельсовые дороги были вдвое дешевле при строительстве, да, гиромашины можно было строить сколь угодно обтекаемой формы, и скорость их была намного выше, чем у паровозов такой же грузоподъёмности. Но недостатки перевесили. Во-первых, гиромашину нельзя было оставить с неработающим двигателем: она сохраняла равновесие лишь при вращающемся маховике. Он был оснащён упорами, но они были не слишком удобными, да и каждая раскрутка маховика занимала много времени. В принципе, всё это мелочи, — но консерватизм перевесил. Бреннан занялся другими делами и внёс огромный вклад в системы стабилизации вертолётов, умер он в почёте, на высокой должности. Первый локомотив разрезали на металл в 1910-х годах, второй стоял «на приколе» до 1930 года, когда его постигла та же участь. Если бы не модель, дошедшая до наших дней, можно было бы и не поверить в реальность конструкции Бреннана.

Полный размер

https://www.drive2.ru/b/460810821832802971/?page=0

Комментариев нет:

Отправить комментарий