понедельник, 8 сентября 2014 г.

полиэфирный стеклопластик и фанерная лодка

hstechnics.    

fanera-info.ru  

Что такое стеклопластик?

Свойства стеклопластика:
  • возможность серийного изготовления в штамп-форме изделий и деталей любых форм
  • эффективный заменитель металлов, пластиков, дерева и других материалов
  • низкая цена сложных изделий
  • высокая скорость изготовления
  • низкая теплопроводность
  • любые однотонные и гранитные расцветки
  • гладкая монолитная поверхность без пор и трещин
  • возможность изготовления рельефных поверхностей изделий
  • получение изделий с глянцевой или матовой поверхностью без обработки
  • полная влагостойкость
  • полная светостойкость
  • стойкость к бытовым загрязнителям, моющим средствам
  • стойкость к химически агрессивным веществам и растворителям
  • высокая механическая прочность
  • упругость
  • высокая стойкость к истиранию
  • возможность ремонта и восстановления
Сейчас стеклопластик известен многим. Изделия из стеклопластика прочно вошли в нашу жизнь. Однако мало кто знает, из чего они сделаны, почему они так сделаны и каким образом они делаются.

Зачем нужен стеклопластик?

Стеклопластик является единственным видом материала, который позволяет технологично и качественно делать изделия мелкими и средними сериями буквально вручную. Рыночная ниша стеклопластика - это производство мелких партий изделий, где еще не выгодно ставить поточную линию, но уже не выгодно производить изделия на заказ традиционным способом. При производстве стеклопластиковых изделий вначале делается специальная штамп-форма, которой необходимо уделить много внимания и изготовить ее качественно, а затем в ней фактически вручную штампуются готовые изделия.

Внутренняя облицовка двери из полиэфирного стеклопластика, с встроенными звуковыми динамиками.

Если, например, с помощью традиционной металлообработки потребуется изготовить облицовочную панель для автомобильной двери (как на фотографии), то необходимо будет взять лист алюминия, разрезать его на несколько частей, каждую из них определенным образом обработать, обрезать, изогнуть, просверлить отверстия, провести сварку или стянуть болтами, зачистить швы, зашпатлевать, загрунтовать и покрасить. Для облицовки одной двери эти операции проделывать имеет смысл, но их же четыре. А если нужно сделать облицовку 10, 100 или даже 1000 дверей? Тогда придется для каждой двери повторять одни и те же трудоемкие операции. А ведь гораздо проще было бы сделать это штамповкой - уложив лист алюминия на форму и спрессовав его сверху пуансоном - и вытащить готовую облицовочную панель. Но даже для производства 1000 облицовочных панелей совершенно не выгодно приобретать такую оснастку и пресс - инвестиции никогда не окупятся, так как облицовочные панели для автомобильных дверей не являются товаром широкого потребления. Зато очень выгодно сделать эти облицовочные панели из стеклопластика! Фактически это такая же штамповка, только не нужны пресса и сложная оснастка. Штамп-форма для производства стеклопластиковых облицовочных панелей делается вручную, а затем в ней фактически штампуются уже готовые (!) панели в требуемых количествах.

Из чего сделан стеклопластик?

Судя по названию «стеклопластик» - это пластик со стеклом. Конечно, в стеклопластике не то стекло, которое стоит в наших окнах. Стекло в стеклопластике в виде тончайших стеклянных волокон, которые связаны между собой или сшиты в ткани. В качестве пластика традиционно используется эпоксидная смола. Так уже сложилось исторически, что эпоксидные клеи были широко доступны в СССР, и свободно продавались в магазинах. Поэтому многие энтузиасты до сих пор применяют их для своих изделий. Эпоксиды характеризуются отличной механической прочностью и твердостью, однако это же их свойство является и недостатком – они хрупкие. Не зря говорят, что твердая эпоксидка похожа на стекло – с присущей стеклу хрупкостью.
Однако в настоящее время химическая промышленность шагнула далеко вперед, и появились другие виды пластиков, которые можно использовать для производства стеклопластиковых изделий. Речь идет о полиэфирных пластиках. Изготовить стеклопластик из полиэфира гораздо легче и быстрее, чем из эпоксида, но это совершенно разные технологии, разное сырье и разная химия. Поэтому для быстрого и качественного изготовления изделий из полиэфирного стеклопластика нужно четко следовать технологии и хотя бы на минимальном уровне знать, что такое полиэфиры, какие у них свойства, какая у них химия, какие есть нюансы при их переработке. Это позволит сэкономить деньги, время и здоровье.
Готовый стеклопластик не отличается по своим свойствам, однако стеклопластик из полиэфира обладает гораздо большей декоративностью – он может быть любого цвета или разноцветным, с рисунками и другими эффектами. Стеклянные волокна в полиэфирном стеклопластике используются другие, нежели при производстве стеклопластика на основе эпоксида. Это связано с тем, что химия полиэфира абсолютно другая, чем химия эпоксидных групп. Но самое главное – полиэфирные пластики гораздо более безопасны и просты в работе, чем эпоксиды. Именно по этой причине в США и Европе подавляющее большинство стеклопластика делается на основе полиэфиров, работают огромные заводы по их производству и индустрия переработки полиэфиров интенсивно развивается.
Помимо существенно большей безопасности, полиэфиры еще и гораздо дешевле эпоксидов. Именно по этим причинам мировое производство стеклопластика из полиэфиров каждый год растет, а рынок стеклопластика из эпоксидов постоянно сокращается, эпоксиды применяют только для изготовления деталей, к которым предъявляются особо высокие требования к механической прочности, или просто для склейки (эпоксидные клеи). Из стеклопластика на основе полиэфиров делают катера и яхты, лопасти ветрогенераторов, ванны, бассейны, трубы, емкости, детали тюнинга автомобилей, лодки, весла, облицовочные панели, кабины автобусов, трамваев и поездов, детали интерьеров вагонов и многое-многое другое. Такая широчайшая номенклатура изделий связана с возможностью производства мелкосерийных изделий, буквально от нескольких штук. Рыночный сегмент стеклопластика – это производство оригинальных мелко и среднесерийных изделий. Здесь ему нет равных. А использование полиэфиров позволяет быстро и безопасно делать эти изделия вручную и буквально у себя в гараже.

Как сделать стеклопластик?

Технология литья и формовки является самой современной технологией для производства изделий малыми сериями. В этой технологии для производства изделий используются не эпоксидные пластики, а полиэфирные. По сравнению с эпоксидами, полиэфиры обладают большей эластичностью и упругостью, что позволяет делать гибкие и эластичные стеклопластики. Это их свойство незаменимо там, где изделие из стеклопластика подвергается каким-то периодическим ударным нагрузкам или просто может быть случайно изогнуто. Именно поэтому технология литья и формовки стала востребована на рынке России, где полиэфиры стали доступны в свободной продаже, но мало кто знает, как с ними можно работать. Все аспекты изготовления стеклопластика из полиэфиров подробно отражены в технологии литья и формовки, что позволяет производить высококачественные гражданские и промышленные изделия и детали из стеклопластика без ограничений в дизайне и применениях. 

Чертежи лодок из фанеры: особенности собственноручной сборки

Отдых на воде – одно из самых популярных способов провести выходные, который выбирают не только любители рыбалки, но и поклонники активного отдыха. Некоторые предпочитают бороздить водные просторы, занимаясь плаванием, однако этот способ не всегда уместен – полноценное удовольствие от присутствия водной стихии можно получить только посредством плавательного средства
К сожалению, приобрести лодку не всегда представляется возможным.  Цена на качественное плавательное средство будет весьма существенна – в среднем она составляет около 35000 тысяч рублей. Единственным выходом в данном положении является изготовление лодки своими руками.
Вот по такому чертежу собираются лодки
Вот по такому чертежу собираются лодки

ЧЕРТЕЖИ ЛОДКИ

Чтобы сделать лодку из фанеры своими руками, необходимо подготовить чертеж, по которому будут изготовлены все составляющие детали плавательного средства. Как таковые чертежи фанерных лодок содержат в себе данные о размерах и форме всех деталей, которые предстоит собственноручно перенести на фанерный лист – это наиболее трудоемкий и важный процесс, от которого будет зависеть правильность структуры лодки.
На данный момент наиболее простым является американские проекты лодок из фанеры “Stitch and glue”, в которой чертежи выкроек предоставляются в натуральную величину, тем самым упрощая процесс переноса деталей на заготовку. Выглядят они таким образом:
Проект лодки из фанеры своими руками
Проект лодки из фанеры своими руками
Выкройки лодок из фанеры данного типа рассчитаны на приобретение бумажной версии, в которой, как говорилось выше, все детали предоставлены в натуральную величину. Однако если вы решили составить чертеж фанерной лодки своими руками, готовые проекты вам также могут пригодиться – в них предоставлена общая информация о размерах всех необходимых деталей.
Дрэскомб из фанеры
Дрэскомб из фанеры
Мотолодка "Аралия"
Мотолодка «Аралия»

СБОРКА ЛОДКИ

Собранная лодка на багажнике автомобиля
Собранная лодка на багажнике автомобиля

ВЫБОР МАТЕРИАЛА

Фанера

Тонкая бакелитовая фанера инструкция сборки
Тонкая бакелитовая фанера инструкция сборки
В качестве материала для лодки необходимо использовать “морскую” бакелитовую фанеру толщиной около 4 – 5 мм. Данный тип фанеры является высокопрочной и полностью влагостойкой продукцией – при условии, если клеевой состав имеет спирторастворимую структуру. Так как бакелитовая фанера изготавливается только из лиственных пород то, скорее всего вам придется приобретать березовую продукцию.
Сорт листов должен быть либо элитным, либо первым – более низкие сорта обладают различными структурными дефектами, присутствие которых в данном случае недопустимо. Длину и ширину листов следует рассчитывать исходя из размеров выкройки фанерной лодки – желательно чтобы все части будущей конструкции имели цельную структуру.
Обратите внимание! Бакелитовая фанера, это наиболее тяжелый аналог среди фанерной продукции — ее листы тонут в воде. Однако в данном случае лодка держится на воде за счет водоизмещения, в связи с чем, данный фактор не имеет большого значения.

Стеклоткань

Стеклоткань в рулонах
Стеклоткань в рулонах
В проектах лодок данного типа часто присутствует наличие слоя стеклоткани, которая исполняет роль армировочного покрытия. Стеклоткань лучше приобретать в рулонах, так как в них она имеет ровную однородную структуру, в то время как продукция в пачках неизбежно будет иметь различные неровности и перегибы, которые будут давать о себе знать в процессе наклеивании.

Клей

В качестве клеевого состава используется двухкомпонентный эпоксидный клей, которым проклеиваются швы и полностью покрывается поверхность лодки, как изнутри, так и снаружи. От качества клея будут зависеть надежность и внешние данные лодки – чем прозрачнее будут компоненты после застывания, тем меньше будет искажение текстуры древесины.
Эпоксидная смола с отведителем
Эпоксидная смола с отведителем
Существует два варианта приобретения: за рубежом и соответственно отечественные аналоги. Плюсом западных производителей являются высокое качество ингредиентов и удобная фасовка – вы можете приобрести столько клея, сколько вам необходимо. Огромным минусом является чрезвычайно высокая цена.
Отечественные производители выпускают продукцию либо в очень большой таре емкостью 50 кг либо в через-чур маленькой – 250 грамм, что является существенным недостатком. Найти более или менее приемлемую фасовку не всегда возможно, однако ее цена вполне демократична, по сравнению с зарубежными аналогами. Также имеет место низкое качество клея, которое может негативно отразиться на внешнем виде лодки.

СБОРКА

  • Первоначально необходимо осуществить перенос чертежа на фанеру – выкройки данного типа выпускаются в натуральную величину, достаточно просто обвести конур каждой детали и начинать распил. Для этой цели можно использовать шило, посредством которого наносятся риски и первоначальные линии;
Чертеж в натуральную величину
Чертеж в натуральную величину
  • По сделанным отметкам осуществляется выпиливание необходимых деталей – для этой цели лучше использовать ручной лобзик, так как фанера достаточно тонкая и сделать ровный распил прямых линий электрической пилкой будет сложно;
Обратите внимание! Желательно сохранить опилки, оставшиеся после распила фанеры – в дальнейшем они пригодится  в качестве наполнителя для проклейки швов.
Сборка корпуса
Сборка корпуса
  • После того, как основные детали выпилены — можно приступать непосредственно к сборке. В первую очередь собирается нижняя часть лодки — части корпуса стягивается посредством медной проволоки, а чтобы внутренняя часть сохранила свою форму — одновременно вставляются носовые и кормовые поперечины;
Обратите внимание! Для получения ровности стыков можно использовать полиэтиленовые строительные крестики, которые периодически располагают на протяжении соединительного шва и фиксируются посредством проволоки.
Крепление посредством проволоки и крестиков
Крепление посредством проволоки и крестиков
  • Зафиксированные части склеиваются посредством эпоксидного клея. Чтобы проклеить швы — необходимо добавить в него опилки, полученные в результате распила фанеры. Таким образом, клей практически не даст усадки и швы получаться ровными. Одновременно вся внутренняя поверхность оклеивается стеклотканью таким образом, чтобы структура ткани была полностью пропитана клеем;
Склеивание швов и пропитка поверхности стеклотканью
Склеивание швов и пропитка поверхности стеклотканью
  • По истечению срока высыхания клея, наружная часть корпуса подвергается обработке – закруглению и шлифовке швов, удалению временных креплений и тд. Затем осуществляется оклейка корпуса стеклотканью снаружи;
  • Верхняя палуба собирается из реек, материал и толщина которых — указаны в проекте. В качестве временной фиксации можно использовать клеевой пистолет. После сборки поверхность палубы покрывается стеклотканью и пропитывается смолой. После высыхания внешнего слоя палуба оклеивается стеклотканью изнутри;
Обратите внимание! Так как проще всего осуществлять пропитку палубы “на месте” – следует проследить за тем, чтобы корпус и палуба преждевременно не склеились друг с другом. Чтобы избежать этого — необходимо оклеить кромки малярным скотчем.
Сборка палубы из реек
Сборка палубы из реек
    • Перед соединением корпуса и палубы осуществляется монтаж пяточных упоров – чаще всего это осуществляется путем приклеивания деталей к корпусу;
  • В первую очередь корпус и палуба склеивается изнутри смесью клея и стружки. Затем оклеивается наружная сторона шва – после высыхания клея швы шлифуются, и собирается кокпит, материалом для которого могут послужить остатки фанеры;
Склеивание палубы и корпуса
Склеивание палубы и корпуса

ИТОГ

Несмотря на то, что данный способ сборки требует определенных затрат, так как найти чертежи такого типа бесплатно в большинстве случаев не представляется возможным – собранное в конечном итоге плавательное средство будет достойным результатом ваших усилий, и позволит осуществить процесс без обязательного наличия особых практических навыков и знаний. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме (узнайте также об особенностях изготовления авторской мебели из фанеры).
Одноместный каяк фото
Одноместный каяк фото
Собственноручно собранная лодка 
Собственноручно собранная лодка

1 комментарий:

  1. автолин(авто-ленолеум) производства нефтекамского «Искожа»

    ОтветитьУдалить