четверг, 22 сентября 2016 г.

налоги

http://be.economicus.ru/index.php?file=6_2
Для производства общественных благ и регулирования хозяйства государству нужны деньги. Где взять эти деньги? Существует несколько источников дохода, которые формируют бюджет правительства. Давайте рассмотрим их по очереди.
Налоги

Первый и самый очевидный источник наполнения бюджета - сбор денег с населения. Ведь общественные блага (безопасность, инфраструктура) нужны всему населению, и поэтому будет логично, если каждый оплатит часть расходов на их создание.
Налогом называется платеж государству, который должны осуществить фирмы или население в соответствии с некоторым принципом и который не является платой за конкретную встречную услугу со стороны государства.
Государство может использовать несколько налогов, которые устанавливаются по различным принципам и имеют различное влияние на хозяйство.

Наиболее простой способ обложить всех жителей налогом - брать с каждого человека фиксированную сумму денег. Такой налог называется подушным налогом(от слова "душа", то есть человек).
Особенностью этого налога является то, что он не учитывает материальное благосостояние налогоплательщиков. С одной стороны, это недостаток, так как этот налог ложится более тяжелым бременем на людей с маленьким доходом, чем на богатых людей. Например, один и тот же налог в 100 рублей в месяц гораздо больше ухудшит материальное положение человека с месячным доходом в 150 рублей, чем человека с доходом в 5 000 рублей.

Можно ли учесть материальное благосостояние плательщиков налогов, чтобы собирать налоги пропорционально возможности их уплаты? Существует несколько способов сделать это.
Один из них заключается в том, чтобы устанавливать налоги в зависимости от текущего дохода человека, то есть в виде определенной доли от величины этого дохода - например, 20%. Такой налог называется подоходным налогом (так как берется с дохода, а не с "души").
Подоходный налог учитывает благосостояние людей, так как при ставке налога 20% человек с доходом 150 рублей заплатит всего 30 рублей налога, а человек с доходом в 5 000 рублей заплатит 1 000 рублей (рис. 6.2.2).

Другим вариантом взимания налогов пропорционально благосостоянию может быть налог на имущество. Он может налагаться как определенный процент его стоимости в единицу времени - например, 0,1% в год. Если, предположим, человек владеет замком, рыночная стоимость которого равна 1 млн рублей, то он должен будет заплатить 1 тыс. рублей в год в виде налога. Аналогичный налог с земли (как с имущества) может рассчитываться в зависимости как от рыночной стоимости участка, так и от его площади.
В чем выгоды и недостатки налогообложения людей пропорционально их доходу и имуществу?
С одной стороны, богатство может бытьрезультатом трудолюбия и бережливости, и налог на него окажется налогом на трудолюбивых и бережливых. Но богатство может быть также результатом везения или нечестной конкуренции. Поэтому более высокий налог с богатых людей не наносит вред хозяйству, а, наоборот, исправляет его недостатки.
С другой стороны, богатые люди больше бедных нуждаются в общественном благе "внутренняя безопасность", так как их богатство может скорее стать целью преступников, чем скудное имущество бедняков. Поэтому будет логичным, если они заплатят больше за производство этого блага.
Население может облагаться и другими налогами - например, налогом на наследство, который платит получатель "незаработанных" денег.
Облагаться налогом могут также доходы предпринимателей - этот налог называется налогом на прибыль. Поскольку он тоже выражается как доля прибыли (например, 30%), собственники фирм, получающих большую прибыль, будут платить больший налог, чем собственники фирм, получающих маленькую прибыль.
Как и в случае с подоходным налогом или налогом на имущество, налог на прибыль может быть для хозяйства "вредным" (если причиной прибыли являются заботы фирмы по снижению затрат фирмы) или нет (если прибыль получена за счет монопольной власти фирмы или случайного повышения спроса на ее продукт).
Все вышеперечисленные налоги слабо учитывают степень потребления общественного блага налогоплательщиками. Например, из всех людей, которые платят подоходный налог, только 20% могут быть заинтересованы в постройке моста, на который будут потрачены деньги, а остальные 80% заплатят за бесполезную для них вещь.

Другим способом сбора денег в бюджет является косвенное налогообложение, которое заключается в установлении налога не на получателя дохода, а на производителя (фирму).
Косвенным налогом является налог на добавленную стоимость (сокращенно - НДС). Добавленной стоимостью называется разница между ценой продажи готового продукта и затратами на приобретение промежуточных благ (стоимость, которую фирма добавила к стоимости потребленных промежуточных благ). Например, если сапожная фирма купила сырья на 200 тысяч рублей, произвела из них сапоги, которые были проданы за 300 тысяч рублей, добавленная стоимость равна 100 тысячам рублей. Если налог на добавленную стоимость равен 30%, то фирме придется заплатить в виде налога 30 тысяч рублей.
Для того чтобы заплатить этот налог, фирме придется увеличить цену своего продукта на величину НДС (иначе она понесет убытки). Поэтому налог на добавленную стоимость в конечном счете заплатит население, переплачивая за покупаемые блага.
Нетрудно заметить, что если сложить всю сумму выплаченного НДС всеми фирмами на протяжении одной производственной цепочки, то фактически получится налог на конечную цену товара. Таким образом, НДС - это косвенный налог, так как взимается в конечном счете с получателя дохода, но как бы обходным путем, через повышение цены продукта.
Государство может взимать подобный налог непосредственно с цены готового блага - налог с продаж, который платят фирмы в розничной торговле, продающие потребительские блага. Например, налог с продаж 5% означает, что пальто, за которое продавец получит 100 рублей, потребитель должен будет купить за 105 рублей. Налог с продаж взимается с любых розничных продаж благ.
Кроме того, может взиматься налог с продажи конкретного блага - акциз(например, акциз на сахар). Акциз тоже может устанавливаться в процентах (например, 5% от стоимости проданного сахара) или в абсолютном выражении (например, 10 рублей с килограмма сахара). Акциз уплачивают фирмы, которые производят это благо (например, сахарная фабрика) или продают его (например, магазин, торгующий сахаром).
Как и в случае с налогом на добавленную стоимость или налогом с продаж, конечным плательщиком все равно является население, но - в отличие от НДС и налога с продаж - не все население, а только потребители данного блага. Например, в случае с акцизом на табак плательщиком является только курящее население, а тех, кто не курит (и не покупает сигареты), этот налог не затрагивает.
Поскольку акциз приводит к повышению цены блага, он уменьшает его потребление. Отсюда следуют два вывода.
Во-первых, государство получит большой доход только в том случае, если будет устанавливать акцизы на блага с неэластичным спросом.
Во-вторых, государство может акцизами уменьшать потребление "плохих" благ - установить высокие акцизы на табак и алкоголь (см. окно "Из истории налогообложения").

Кроме налогов у государства могут быть еще и другие источники дохода, которые связаны с его участием тем или иным образом в рыночной деятельности.
1. Государство может владеть фирмами и получать прибыль от их деятельности. Например, если в государственной собственности находятся фабрики по производству спичек, то вся прибыль этих фабрик будет поступать в бюджет.
Какими фирмами может захотеть владеть государство?
Во-первых, государство может установить государственную монополию (илирегалию) на производство какого-либо блага и получать прибыль путем беспрепятственного повышения цены. Например, государство может владеть предприятиями, производящими спиртные напитки, и получать монопольную прибыль от продажи этого блага по высоким ценам. В принципе это аналогично установлению акциза на алкоголь.
Во-вторых, государство может брать под свой контроль фирмы, являющиесяестественными монополиями, например в сфере транспорта или связи. Правда, это делается для того, чтобы не допустить чрезмерного завышения цены этими монополиями, и поэтому на большой доход государство не может рассчитывать.
Более того, государство может становиться владельцем фирм в заведомонеприбыльной отрасли специально для того, чтобы оказывать им поддержку. Например, это могут быть детские дома, школы, больницы и т. д. Владение такими фирмами означает для государства расходы, а не доходы. А поддержку этих фирм можно рассматривать как отрицательный акциз на их деятельность.
2. Государство может объявить себя собственником всех природных ресурсов и взимать плату за их использование. Таким образом, рента будет не доходом какого-то частного владельца, а источником наполнения бюджета. Поскольку собственность на ресурсы не является священным правом отдельного лица, рента за использование природных ресурсов является вполне уместным видом дохода.
3. Государство может продавать государственное имущество. Например, если государство владеет какой-либо недвижимостью, оно может продать ее, чтобы получить за это деньги. Оно имеет возможность продать государственные предприятия, если это не связано с другими затратами. Если у государства есть запасы каких-либо драгоценностей (золота, драгоценных камней, произведений искусства) илиценных бумаг, оно тоже может продать их для получения денег. Кроме того, государство способно продавать в частную собственность природные ресурсы (например, землю), которые принадлежат всему обществу.
Вот мы и перечислили основные источники наполнения бюджета. В двух следующих параграфах мы обсудим возможные статьи расходования бюджета, а также поведение государства в случае превышения расходов над доходами или наоборот.



История налогов представляет собой одну из самых любопытных страниц в истории хозяйств разных стран. Хотя в каждой стране налоги принимали свою форму, в целом можно выделить несколько типичных форм налогообложения. 
Дань
История налогов начинается с дани, которой завоеватель облагал покоренные народы. Единственным общественным благом, которое получали люди в обмен на этот вынужденный платеж, была безопасность (защита от других врагов), так как завоеватель стремился оградить свой "источник дохода" от посягательств других завоевателей.
Обычно дань устанавливалась в виде общего налога на сообщество (племя, деревню и т. д.), который тем или иным образом распределялся потом между членами этого сообщества.
На Руси князья отправлялись на сбор дани самостоятельно (это называлось "полюдье") или ожидали доставки налогов на дом ("повоз"). Необходимость знать, какое количество податных единиц (людей, земли) находится в стране, была основной причиной первых переписей населения. Например, когда норманны захватили в 1066 г. Англию, они провели первую перепись, итогом которой стала "Книга страшного суда".
Когда татары завоевали Русь, они постарались обложить население подушным налогом (полугривна с сохи, где "соха" означала двух взрослых работников) и для определения величины дани тоже проводили переписи населения.
Почему первые прямые налоги были подушными или земельными? Подоходного налога быть не могло, так как само понятие "доход" в хозяйстве без разделения труда и обмена не существовало. Каждый земледелец производил для себя еду, одежду, строил дом и ремонтировал телегу, а в денежных сделках участвовал крайне редко - в итоге его "доход" определить было крайне тяжело. 
Поместная система
Главной заботой любого монарха в средние века была армия. Как вы помните, в Западной Европе это общественное благо обеспечивалось поместной системой - король не взимал налогов со своего населения, а раздавал отдельные местности в кормления своим вассалам и в обмен получал обязательство военной службы (см. окно "Как появляется собственность на ресурсы", глава 1, ┐ 11.). Сам король кормился за счет своего поместья (домена). Вассалы имели лишь некоторые денежные обязательства (например, выкуп короля из плена или сбор приданого для его дочери).
На Руси поместная система начинала вводиться при Иване I параллельно с уже существующими подушными налогами. Все население делилось на служилое(приносящее государству в качестве налога службу) и тяглое (уплачивающее налог продуктами или деньгами).
После изобретения пороха и огнестрельного оружия поместная система стала приходить в упадок, так как одной храбрости и колюще-режущего оружия оказывалось недостаточно для победы над стреляющим из ружей и пушек неприятелем. Обеспечение внешней безопасности потребовало производства технически сложного оружия и содержания солдат, умеющих с ним обращаться. Поскольку каждый помещик не мог обеспечить производство такого оружия, государю пришлось создать постоянную армию, содержание которой требовало денег. 
"Целевые" налоги
Причиной введения новых налогов, как правило, были чрезвычайные ситуации (например, войны), требовавшие больших расходов. Государь обращался к народу с просьбой собрать денег на войну. По сути это были целевые разовые сборы денег с населения на разовую покупку общественного блага.
Например, в России в XVII в. существовали "пищальные" деньги (на содержание отрядов, вооруженных пищалями), "емчужные" деньги (на производство пороха), сбор на "городовое и засечное дело" (на укрепление границ), "полоняничные" деньги (на выкуп пленных). В случае экстренной необходимости государство объявляло сбор"пятинных", "десятинных" и "двадцатых" денег.
Аналогичным "военным" налогом был "налог на осуществление крестовых походов", которым многие европейские короли (с благословения Церкви) облагали свои народы в XI-XIII вв.
Но существовали и "мирные" целевые налоги. В России, например, существовала"ямская подать" (для обеспечения почты) или мостовщина (для ремонта дорог и мостов). В Англии существовали "библиотечный" и "музейный" налоги. В США действовал "налог на устройство парков".
В Англии собирали "целевой" налог, направленный на перераспределение, - так называемый "налог в пользу бедных". Сборы от этого налога шли на содержание приходов и работных домов, обеспечивающих занятость беднякам и бродягам. 
Церковь и налоги
Одним из первых налогов, который в отличие от дани мог носить добровольный характер, был налог в пользу Церкви. В древнейших государствах (Египте, Месопотамии, Индии, Китае) он мог принимать форму жертвоприношения. Монарх (фараон, император и т. д.) часто являлся главным жрецом в государстве и принимал эти жертвоприношения (натурой или деньгами) для совершения обрядов или содержания храма. Именно храмы были первыми прообразами казны. Накапливая большие запасы благ и денег, храмы могли финансировать общественные постройки, заниматься торговыми и кредитными операциями.
Впоследствии Церковь имела свой, обособленный от государства бюджет и собирала свой собственный налог, который назывался десятиной (10% урожая или другой формы дохода). 
Акцизы
Одной из первых разновидностей акциза были пошлины, которые взимались с любого товара, который купец ввозил в город на рынок.
В XVII в. акцизы были очень распространены и в бюджетах многих стран эти косвенные налоги составляли очень большую долю - более 50% (см. окно "Из истории бюджета России", ┐ 3 этой главы).
Россия не была исключением. Например, акциз на соль упоминается еще в одном из сборников законов XII в. К концу XIX в. он составлял около 30 копеек с пуда, а в 1880 г. его отменили - как налог на благо первой необходимости.
Акциз на алкоголь тоже известен со времен Киевской Руси (он назывался "медовая дань", "cбор с солода", "бражная пошлина"). Размер и способ взимания этого налога постоянно менялся вплоть до XX в. "Питейный сбор" был основной статьей дохода российской казны. В 1890 г. этот акциз принес казне в 10 раз больше, чем любой другой, - 253 млн рублей.
Акциз на сахар ввели в 1848 г. (60-90 копеек с пуда). Очевидно, в то время сахар рассматривался как предмет роскоши. В 1890 г. этот акциз принес казне 20 млн рублей.
Акциз на табак был введен Петром I (до этого табак вообще подвергался гонению как "богомерзкая трава"). Сначала была представлена монополия на торговлю табаком маркизу Карматеру, а с 1727 г. была объявлена свобода торговли табаком и введен акциз на него - 1 копейка с фунта. Впоследствии этот акциз взимали в размере 20-30% от цены. В 1890 г. он принес казне 26 млн рублей.
В 1849 г. был введен акциз на спички (из полицейских соображений) в размере 1 рубль с коробки. А с 1859 г. начали добывать керосин, который тоже был обложен акцизом - 30-40 копеек с пуда, но давал скромный доход (в 1890 г. - всего 9 млн рублей). 
Налоги на роскошь
Налог на роскошь является смесью подоходного налога и акциза, так как предназначен для дополнительного обложения более богатых людей (обладание предметом роскоши было мерой богатства), но фактически повышает цену потребления отдельных благ.
Например, в самом конце XVIII в. много налогов на роскошь ввел в своей стране английский министр финансов Уильям Питт - налоги на выездных лошадей, собак, кареты, гербы, часы, перчатки, ружья и т. д. По одной из версий историков, У. Питт хотел этим подготовить публику к введению подоходного налога. Необычайно выгодным оказалсяналог на пудру, который за один год благодаря повышенной моде на нее принес казне 200 тыс. ф. ст.
В XVII в. в Австрии существовал налог на сапоги и башмаки, которые тоже были свидетельством благополучия, а также налог на балкон или эркер, в основе которого лежала теория о том, что балкон или эркер покоятся на воздушной колонне, опирающейся на городскую землю, за использование которой надо платить.
Во Франции до XIX в. существовал налог на окна и двери, выходящие на улицу (количество последних как бы свидетельствовало о богатстве владельца). Непосредственным следствием этого налога было то, что люди стали стремиться по возможности уменьшить количество окон и дверей или "обратить" их во двор. 
"Исправительные" налоги
Иногда причиной введения налогов становилось стремление изменить поведение населения страны. Например, налог на потребление иностранной роскоши должен был помимо всего прочего способствовать уменьшению оттока денег за границу (см. окно"Протекционизм и свободная торговля", ┐ 3 главы 8).
Петр I, который стремился перестроить быт России на европейский лад, попытался заставить русских бояр, купцов, мужиков, которые носили по обычаю длинные и густые бороды, отказаться от этого и приобрести европейский, безбородый, облик. Поскольку бородачи сопротивлялись, Петру пришлось ввести налог на бороду, который был платой за право носить это украшение.
В России также существовал налог на игральные карты, производство которых было монополией Императорского воспитательного дома. 
Подоходный налог
Подоходный налог существует всего около 200 лет. Впервые он был введен упоминавшимся выше У. Питтом в Великобритании в 1799 г., когда возникла необходимость финансировать войну с Францией. Но долгое время подоходный налог не имел большого значения.
В остальных странах подоходный налог вводится только на рубеже XIX и XX вв. (например, в США - только в 1913 г.). В настоящее время этот налог является одним из основных источников доходов бюджета практически всех стран.

"На случай... непредвиденных налогов"
"В Сызрани пожарниками был введен налог на печи. Уездным политотделом введен налог на музыкальные инструменты и в довольно-таки категорической форме, вплоть до конфискации",— сообщала газета "Экономический путь". В Симбирской губернии, например, такими самостийными поборами занимались коммунотделы, отделы управления, наробразы, совнархозы, земотделы. Ведомства на местах, стремясь наполнить местный бюджет, вводили собственные налогообразные платежи.
В ноябре 1922 года Пензенский губфинотдел сообщал губисполкому: "По Инсарскому и Нижне-Ломовскому уездам производится под названием "самообложения" сбор натурального налога, не предусмотренного перечнем местных налогов, фактически же чисто окладного характера". В Самаре отмечались случаи взимания самочинных налогов вплоть до 1925 года, среди способов незаконного обложения особо выделялись следующие: "обложение на содержание ямщиков, на содержание сельсоветов, гужевая повинность, взимание платы при воинском переучете, продажа благотворительных марок в принудительном порядке, производство сдачи из касс марками и прочее".
Для вышестоящих инстанций это преподносилось как "самообложение по решению местных жителей". Внешне все было по закону — жители населенного пункта на общем собрании могли проголосовать за самообложение, средства от которого шли на местные нужды: устройство пожарных емкостей, помощь пострадавшим от пожара, неурожая и т. д. На практике это оборачивалось незаконными поборами.
"Начальник уездной милиции издает распоряжение, чтобы все сельские исполнители имели газету,— описывал типичную ситуацию "Административный вестник".— В приказе он пишет, что сделать это не трудно, "лишь бы было желание"". Заканчивается распоряжение указанием: оценка деятельности начальника волостной милиции будет произведена по тому, как он проведет эту кампанию. Всякому лестно получить хорошую оценку своей работы, и начальники волостной милиции "стараются". Стоимость газет разложили на население, собрали деньги и выписали газеты сельским исполнителям.
К августу 1923 года положение в стране ухудшилось — начинался кризис, известный как "ножницы цен". "Политнастроения" рабочих и значительной части крестьянства серьезно ухудшились. Во многих областях и районах отмечались случаи голода, расцвел бандитизм. Возросло и недовольство подобными налоговыми поборами. Крестьяне жаловались в газеты: "В Семипалатинской губернии, уплатив налоги, крестьяне вынуждены были сокращать посевы". "В Приморской губернии ввиду тяжести налогов сокращено пчеловодство", "в Ярославской — налоги равны собранному урожаю".
Взыскание недоимки по зачастую непосильным налогам стало прелюдией к раскулачиванию зажиточных крестьян

Взыскание недоимки по зачастую непосильным налогам стало прелюдией к раскулачиванию зажиточных крестьян

Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ
Гнев населения стал выплескиваться на тех, кто приходил отбирать "излишки". Начались убийства налоговых работников. 31 марта 1923 года город Симбирск был потрясен зверской расправой над налоговым инспектором Суслиным, который при проведении рейда был убит среди бела дня ножом на городском рынке. Прокатилась волна убийств и по другим крупным городам.
Центральные власти, понимая угрожающее положение на местах, решили упорядочить налоговую систему. К началу 1923/24 операционного года в стране было оставлено шесть общих налогов и сборов. А местным властям разрешалось вводить около 30 местных налогов. Основным стал единый сельскохозяйственный налог, который взимался с крестьянских хозяйств в зависимости от размера надела, количества засеянных площадей, количества едоков и других факторов.
"Единый сельхозналог,— указывалось в резолюции XII съезда РКП(б),— должен решительно покончить с множественностью обложения, которая вызывает справедливые жалобы крестьянства и мешает ему твердо подсчитать свои расходы и доходы и в соответствии с этим вести свое хозяйство".
Торговцы и промысловики обязаны были приобретать полугодовые патенты того разряда, который соответствовал виду и предполагаемому объему их деятельности. Всего вводилось пять разрядов. Кроме того, раз в полгода они обязывались уплачивать уравнительный сбор, начислявшийся на полученную прибыль. Большое внимание уделялось сбору косвенных налогов — акцизов на различные товары.
"Исключительно важная задача современного косвенного обложения заключается в том, чтобы косвенными налогами, которые позволяют систематически и мелкими дозами и сравнительно безболезненно настигать плательщика, обложить крестьянскую массу населения",— утверждал известный советский экономист и один из создателей нэповской налоговой системы Павел Гензель.
На практике все оказывалось несколько иначе, чем виделось в тиши кабинетов: "Вводится какой-либо акциз, и смотришь — не успели еще обложить товары, а цены на них поднялись процентов на 300-500 акцизной ставки. То же явление наблюдалось и при увеличении ставок других налогов... При моих разговорах с торговцами они объясняют такое "непропорциональное" увеличение цен при обложении товаров вроде как бы желанием создать "особый страховочный фонд" на случай могущих быть каких-либо непредвиденных налогов или сборов",— отмечал осенью 1923 года пензенский инспектор косвенных налогов Орехов.
"Несмотря на то что в 1922/23 бюджетном году косвенное обложение охватило весьма значительное число продуктов и в довольно высоких ставках падало на такие широко распространенные продукты, как сахар, соль, табачные изделия и керосин, общие финансовые результаты должны быть признаны весьма скромными: 109 млн золотом в год, то есть около 90 коп. золотом на душу населения, тогда как в 1913 году сумма акцизных доходов составляла 2 руб. 9 коп. на душу",— заключал Гензель.
Упорядочение налоговой системы привело к росту собираемости налогов, а кое-где и к перевыполнению плановых показателей. Например, в Пензенской губернии налоговое задание было выполнено по итогам 1922/23 года в размере 126%. Росла и недоимка. В той же Пензенской губернии, например, ее сумма за период с 1 октября 1923 года по 1 февраля 1925-го выросла со 126,3 тыс. до 450 тыс. руб.
Советской России была нужна валюта, которую можно было получить, продав зерно за границу, а поскольку крестьяне утаивали посевы, репрессии были неизбежны

Советской России была нужна валюта, которую можно было получить, продав зерно за границу, а поскольку крестьяне утаивали посевы, репрессии были неизбежны

Фото: The Art Archive/Kharbine-Tapabor/DIOMEDIA
Среди причин этого явления инспекторы Наркомфина указывали в основном на отсутствие репрессивных мер и недостаточное применение принудительных мер взыскания недоимки. Важной причиной был также и рост налоговых ставок, несоразмерных с платежными ресурсами населения. Средний размер налогообложения на душу населения увеличился во втором полугодии 1923/24 года по сравнению с первым на 90%, а в некоторых уездах рост налогообложения доходил до 692%. Еще одной причиной роста недоимки было отсутствие планового подхода губернских финансовых органов к ее ликвидации.
Вместе с тем реальные сложности в сборе налогов сохранялись. Это заставляло уездные органы власти продолжать искать альтернативные способы пополнения бюджетов и вводить дополнительные поборы. Одним из таких методов было переобложение отдельных категорий населения. В частности, поступали жалобы от отходников, работавших, как бы сегодня сказали, вахтовым методом. Им насчитывали заоблачные суммы налоговых платежей, не применяя положенных скидок и льгот.
"В Кемской волости Череповецкой губернии почти все крестьяне заняты на отхожих промыслах: по лесозаготовкам и сплаву леса,— писали крестьяне в "Правду".— Некоторым из них приходится жить дома очень мало. Обязательное постановление Череповецкого губисполкома о едином сельскохозяйственном налоге говорит, что побочные заработки должны облагаться в половинном размере. А волналогокомиссии (волостные налоговые комиссии.—"Деньги") принимают в расчет весь заработок или же делают "скидку": работавшим с лошадью — 50 процентов и одиночникам — 25 процентов. Так, например, крестьянин Кемской волости Беляев, имеющий 10 душ семейства, заработал фактически 400 р. Все эти 400 р. приняли в расчет да плюс от хозяйства 300 р., всего 700 р. Цифра, которую должен уплатить Беляев, получается солидная — 60 руб. Наряду с этим крестьянин, имеющий такой же надел земли и 6 душ семейства, но не ходивший в отхожие заработки, платит в 5 раз меньше, то есть 13 р. 20 к. Это вызывает большое недоумение у крестьян. Есть среди них и такие, которые должны платить по 100-120 р.".
При общей упорядоченности по видам налогов общая непоследовательность налоговой политики центральной власти сохранялась. Задним числом менялись налоговые ставки, налогооблагаемая база и объекты обложения. Торговцы жаловались: "Если в январе 1922 года с небольшой угловой лавочки со входом для покупателей взималось 1,5 млн руб., то уже в мае — 84 млн руб., причем измененные ставки налога распространялись и на прошедшие месяцы начиная с января". Все это создавало панические настроения среди нэпманской буржуазии, приводило к частой смене вывесок, изменению форм организации производства и торговли. Местные газеты писали: "Торговля и промыслы калейдоскопически меняются, одни предприятия возникают, другие закрываются, от единоличных хозяев переходят к артелям, артели, в свою очередь, распадаются на единоличные и т. д. Не зная, какая ставка налога ожидает плательщика, но наперед предугадывая, что немалая, плательщик заранее принимает меры к ускользанию от налога или переходит в подполье, к нелегальной деятельности, то есть в такое положение, при котором органы фиска лишены возможности их уловить".
"Вряд ли кулаки сообщают... точные сведения о своих доходах"
Ненависть к налоговым инспекторам была настолько велика, что пришлось приставить к ним милицейскую охрану

Ненависть к налоговым инспекторам была настолько велика, что пришлось приставить к ним милицейскую охрану

Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ
Одним из самых распространенных способов ухода от уплаты налогов в период нэпа было прямое сокрытие налогооблагаемой базы. Крестьяне скрывали посевы, чтобы платить меньший сельскохозяйственный налог. По отдельным волостям доля сокрытых посевов достигала 50%. Власти обвиняли в этом кулаков и зажиточных крестьян.
"Вряд ли кулаки сообщают Центральному статистическому управлению совершенно полные и точные сведения о своих доходах,— утверждал советский экономист Юрий Ларин.— Они были бы сумасшедшими, если бы делали это, имея в виду конечный результат в виде возможности новых налоговых мероприятий советской власти. Само ЦСУ делает постоянно весьма значительную прикидку, например, на утайку посевной площади при показаниях о ней".
Для выявления "случаев утайки" с 1925 года стали проводиться специальные рейды, в ходе которых замеряли площадь засеянных полей. На страницах газет описывались результаты подобных обследований: "В селе Михайловском, Ставрополье, было укрыто 2000 десятин. ...Проведенный по Усть-Медведицкому округу фактический обмер площадей посева некоторых селений дал следующие результаты: по селению Грачи по обмеру площадь посева равна 1411 десятинам, а в поселенном списке значится всего 677 десятин, то есть меньше наполовину, по Шуруповскому обществу посев равен 850 десятинам, а в поселенном списке значится 492 десятины".
Весьма распространенной была и практика сокрытия части крестьянских доходов, которые были получены от торговли и неучтенных промыслов. Например, в результате обследования, проведенного финансовыми работниками в Шелаболихинском районе Сибирского края, в 1927 году "были зафиксированы случаи сокрытия доходов от сдачи в наем оборудованных помещений под торговлю либо промышленное предприятие".
Наступало время коллективизации, поэтому основными фигурантами по этому виду налоговых преступлений стали кулаки и зажиточные крестьяне. "Правда" сообщала о результатах судебных процессов: "И. Г. Чурбанов (станица Суворовская, Северный Кавказ), по профессии виноторговец, хлебороб, бондарь и пчеловод, имеет 3 дома, 125 ульев пчел, скрывал 75 ульев. Нарсуд приговорил его за злостное укрывательство к 6 месяцам заключения". Сельские корреспонденты писали в "Правду" о том, что "бедняки и батраки знают, кто из зажиточных и сколько укрыл, но боятся подать на это жалобу, ибо находятся от них в материальной зависимости". В этой связи предлагалась возможность подачи анонимной жалобы.
Следующим видом уклонения от уплаты налогов было занижение реальных доходов. Причем в силу специфики налогового законодательства в этот период часть доходов населения попросту не учитывалась. Сельские корреспонденты писали в "Правду": "В Батмановской волости Кинешемского уезда крестьяне занимаются выработкой изделий из шерсти: варега, сукно, войлок, валенки. Бедняки-кустари организованы в артели. Зажиточные же работают самостоятельно. При учете неземледельческих заработков по сельхозналогу заработок бедняков в артелях был учтен точно, согласно расчетных книжек из артели. У кустарей же, работающих самостоятельно, заработок учтен не полностью. Таковой неравномерный учет заработков может разложить примерно работающие артели".
Одной из причин развития отхожих промыслов в русской деревне была сравнительная простота ухода от налогов

Одной из причин развития отхожих промыслов в русской деревне была сравнительная простота ухода от налогов

Фото: Фотохроника ТАСС
Описывал эту же проблему и Павел Гензель: "Задача промыслового налога — уловить доход от промысла... Но не только трудно определить пределы промыслового налога: гораздо труднее для фиска установить размеры дохода от промысловой деятельности". Чтобы решить проблему, Гензель предлагал активнее применять патентную систему налогообложения.
Занижение реальных объемов экономической деятельности в торговле было связано с ведением бухгалтерии и взиманием уравнительного сбора. Поскольку взимание уравнительного сбора осуществлялось два раза в год на основании подаваемых владельцами предприятий данных, это открывало большой простор для махинаций. Причины были просты: в одних случаях не хватало грамотных работников, способных вести торговые книги, а в других — на это шли сознательно, с целью сокрытия объемов торговли. Способствовал успеху махинаций и тот факт, что для торговцев не было единых утвержденных форм отчетности по уравнительному сбору. По словам работника НКФ Добротворского, "что касается ведения книг торговыми предприятиями, то выполнение этого требования для владельцев III и IV разрядов предприятий, по единодушному свидетельству фининспекторов, невыполнимо ввиду безграмотности и малограмотности состава торгующих. Если для предприятий IV разряда в отдельных случаях и возможна кое-какая бухгалтерия, то для массы владельцев предприятий III разряда... счетоводство немыслимо". Причем это касалось не только мелких уездных лавок, но и довольно крупных магазинов в губернских городах.
Нередкими были случаи, когда фактическая деятельность не соответствовала разряду приобретенного патента. Например, по сообщению местной газеты, "в Бийске гражданин М. В. Польшин, занимавшийся торговой деятельностью, соответствующей II торговому разряду, объясняя причину неуплаты налога, говорил о том, что он не занимался торговлей, а производил обмен собственного сырья и молока на разную провизию, ссылаясь на то, что в положении о промысловом налоге ничего не разъясняется относительно товарообмена. Решением губернской налоговой комиссии от 28 февраля 1922 года Польшин обязывался приобрести патент II разряда на торговое предприятие и заплатить штраф в размере 50 р. за беспатентную торговлю". Схожим образом работали и в Поволжье. В частности, в селе Промзино Алатырского уезда Симбирской губернии, судя по отчетам налоговиков, "процветала безлицензионная торговля, многие патенты были просрочены, наблюдалось огромное завышение цен". В городе Ардатове в середине 1925 года "частные лица брали патенты на промышленное производство, однако занимались торговлей. Пришлось принимать серьезные меры с привлечением милиции для пресечения этих фактов". Время от времени возникали ситуации, когда, выбрав патент на кустарный промысел, человек получал от государства соответствующие материалы и сырье, однако эти материалы подобный "промысловик" попросту начинал продавать. Обороты такой торговли достигали порой полумиллиона.
Уклонялись от уплаты налогов и с помощью закрытия предприятия или его фиктивной перепродажи к концу налогового периода. Поскольку подоходный налог и налог на сверхприбыль начислялись и взимались по истечении пяти месяцев деятельности предприятия, то ко времени платежа оно временно закрывалось, переоформлялось на подставное лицо или фиктивно продавалось. Например, в ходе одного из обследований налоговой комиссии на Алтае "были установлены случаи, когда одно и то же предприятие, фактически принадлежащее одному лицу, на протяжении года три раза переходило к фиктивным владельцам, причем бывший хозяин магазина превращался в продавца, а продавец — в хозяина". Крайней формой ухода от уплаты налогов и проверок контролирующих организаций являлось создание фирм-однодневок. В печати рассказывалось о многочисленных случаях подобных нарушений. "Предприятия столь же быстро и легко кончают существование, как быстро и легко возникают. Все сводится к случайной покупке и по возможности быстрой реализации товаров",— писала одна из советских газет в 1920-е.
Использовалось и незаконное получение налоговых льгот, которые государство предоставляло кооперативным организациям, единоличным кустарям и инвалидам. Это явление выражалось в виде организации различных кооперативов (кустарных, промысловых, инвалидных) под контролем крупного частника, являвшегося посредником-оптовиком либо состоявшего членом кооператива с наибольшим паевым капиталом.
"В Вятской губернии в Ключевской волости Котельнического уезда организовалось потребительское общество с количеством членов до 50 человек,— сообщалось в отчете по результатам обследования низовых кооперативов.— Общество организовывалось по инициативе кулаков. В состав правления вошли бывшие торговцы, которые заключили договор с частным торговцем, внесшим половину капитала в оборот ЕПО и получающим 50% прибыли".
Отмечались подобные случаи и на Алтае. "Только на территории Барнаульского уезда в 1925 году было выявлено 15 кооперативов, не состоявших в союзах и не предоставивших доказательства своего действительного кооперативного устройства",— сообщала местная пресса. После проверки таких лжекооперативов им пересчитывали налоги и снимали все льготы.
Оформление налоговых льгот было невозможно без участия в этих махинациях работников налоговых органов. Периодически разоблачались и наказывались сотрудники, "которые за крупные взятки зачисляли состоятельных нэпманов на должности заведующих отделами своей конторы, что давало последним освобождение от многих налогов, отсрочки по возврату государственных кредитов и другие льготы". Нэпманы не стеснялись подкупать налоговых инспекторов.
Советская власть предпочитала не бороться с вредными привычками, а обращать их в доход казны

Советская власть предпочитала не бороться с вредными привычками, а обращать их в доход казны

Фото: Fine Art Images/DIOMEDIA
Невзирая на то что сотрудникам налоговых органов было запрещено консультировать торговцев, владельцев предприятий, директоров заводов и т. п., случаи консультирования все равно встречались. Порой налоговые инспекторы за взятки закрывали глаза на явные преступления, переписывали акты проверок, выдавали фиктивные справки. Историк А. Ю. Епихин указывает, что "получили распространение внеслужебные отношения работников налоговых органов с представителями хозяйствующих субъектов, которые порой переходили в консультации по уходу от налогов, выражение просьб к коллегам по работе о содействии той или иной коммерческой структуре". В период с 1921 по 1923 год в Симбирской губернии за взяточничество, сговор, незаконное консультирование и уменьшение налоговых сумм к уголовной ответственности привлекли 322 человека, из них девять работников финансовых органов. Подобные практики были распространены и в Самарской губернии, в которой "большое количество нечистых на руку налоговых и финансовых работников были разоблачены в 1925-1927 годах".
"Сильный рост ставок и увеличение благодаря этому соблазна по части утайки доходов со времени войны заставили усилить права органов фиска и наказуемость,— утверждал в 1927 году Павел Гензель.— За утайки и ложные декларации вместо прежде почти единственных денежных штрафов были установлены: тюремное заключение, опубликование приговора, лишение гражданских прав и т. д., а надзирающим инстанциям фиска даны широкие полномочия по просмотру книг и даже домашнему обыску; к ответственности привлекаются не только сами плательщики, но и их советчики".
Впрочем, в провинции часто дело до суда не доходило. По данным историка И. А. Чуканова, "в одном только небольшом Ленинском районе Ульяновска 23 гражданам в августе 1928 года было предъявлено налогов к уплате на сумму 34 тысячи 769 рублей. Люди вынуждены были бросать все и убегать. Например, бывшему частному торговцу Базанову, проживающему в Ульяновске, несмотря на то что он рассчитался с налогами, предъявили повторно к уплате сумму в размере 15 рублей 17 копеек, куда вошли начисленный подоходный налог, штрафы, остальные надбавки, налог на "сверхприбыль". Так как уплатить данный гражданин всю сумму не смог, у него отняли большую часть имущества и часть дома".
А в столице начиная с 1926 года прошел ряд показательных процессов, связанных с уклонением от уплаты налогов. В частности, широко освещалось в печати так называемое московское дело комиссионеров, по которому проходили восемь человек.
"Комиссионеры были привлечены к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и за составление ложных счетов с целью сокрытия подлежащих обложению договоров",— сообщала "Правда" в феврале 1927 года.
Ужесточение законодательства за налоговые нарушения, полное вытеснение частника из торговли, раскулачивание и проведение показательных процессов сделали свое дело. К началу 1930-х годов количество налоговых преступлений резко пошло на убыль. Вероятно, еще и потому, что уклоняться от налогов стало практически некому: роль частной собственности в народном хозяйстве упала почти до нуля.
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2957047

Комментариев нет:

Отправить комментарий