вторник, 4 февраля 2014 г.

мифы



Покидая Испанию в 1492 году, Колумб вовсе не думал открывать Америку — новый морской путь в Индию сулил огромную выгоду в торговле пряностями. Также и многие крестьяне-колонизаторы Сибири шли на восток не за нефтью или лесом, а от барина и рекрутчины, в Беловодье, счастливую страну, слухи о которой будоражили ум и душу русских первопроходцев. Конкистадоры продирались сквозь джунгли, страдая от малярии и тропической лихорадки, в поисках золотой страны Эльдорадо. Исследуя новые земли и моря, карты которых только предстояло составить, путешественники верили, что в мире еще довольно места и для блаженных гипербореев, и для людей с песьими головами. Верили, что где-то уживаются муравьи размером с поросят и единороги. И что есть острова, на которых после долгой дороги можно найти наконец приют. Там кормят и поят бесплатно и сколько хочешь, никого не преследуют за веру, даже не умирают. Сейчас, когда на карте вроде бы не осталось пробелов, только и остается, что подводить итог этой счастливой веры в удивительные, так и не найденные никем, города и страны.

Государство бездельников: Кокань


Первое свидетельство о стране Кокань, государстве бездельников, мечте человека средневековья, встречается во французской повести середины XIII века. Сам Папа Римский повелел рассказчику отправиться в эту неведомую землю в качестве покаяния. Автор вернулся из благословенного края, чтобы отправится туда вновь, вместе с друзьями, но забыл дорогу. Английская поэма сообщает, что Кокань — это остров к западу от Испании, и чтобы попасть туда нужно аж семь лет просидеть по шею в свином навозе.
Стены домов в Кокани сложены из окуней, сельдей и лососей, стропила — из осетров, крыша — из окороков, а полы устланы колбасами. В речках вода обращена в вино, красное и белое поровну. Три дня в неделю в этой стране идут дожди из горячих кровяных колбас. Кто больше спит в этих краях, тот и зарабатывает больше, но и зарабатывать здесь, в общем-то, ни к чему — куда ни глянь, все твое. Денежная экономика, несмотря на обилие золота и серебра, упразднена вовсе — все необходимое, включая одежду и предметы роскоши, раздается жителям за просто так: каждый месяц учтивый портной пошьет вам новый наряд на ваш вкус, а башмачник хоть каждый день может предоставить до трехсот пар лучшей обуви.


Государство благочестивых: Беловодье

От Москвы следует идти на Казань, там — до Тюмени, потом, через деревню Выбернум по реке Катуни на Красноярск, а в деревне Устьуба остановиться у странноприимца Петра Кириллова. Оттуда через горы, до деревни Устьменьска, где живет схимник Иосиф. Потом — по Китайскому царству, 44 дня ходу по пустыни Гобань (Гоби) до моря. Такой путь в Беловодье предлагает «Путешественник Марка Топозерского», путеводитель, вооружившись которым русские крестьяне и казаки отправлялись на поиски страны, где на 70 островах 179 церквей, где блюдут древнее благочестье и правят духовные власти. Там лютые морозы зимой, случаются громы и землетрясения, «древа равны с высочайшими древами» и растут самые сладкие плоды. Мечтая укрыться от светских и духовных властей, от голода и нужды, люди уходили из своих деревень, распродавая имущество, и шли искать Беловодье. Такие экспедиции почти всегда имели печальный исход — кто-то умирал от голода, кого-то ловили солдаты, а кто-то попадал в руки разбойников.


Прародина белой расы: Туле

Пифей, греческий ученый и путешественник родом из Марселя, тогдашней Массалии, около 324 года до н.э. отправился в плаванье: он обогнул Испанию, обошел Британские острова с севера и достиг Балтийских берегов. В шести днях плаванья от Британии на север Пифей якобы обнаружил остров, называемый Туле. На острове ночь длиной в сорок дней перемежается с днями, когда солнце не заходит вовсе. Остров обитаем: жители растят просо, у них есть огороды, они охотятся и собирают дикие плоды. Самое дикое из тринадцати племен, населяющих остров, скритифины, по обычаю кормят детей не материнским молоком, а мозгом убитых животных. По античным представлениям, Туле — граница обитаемого мира. Дальше (один день по морю на север) нет ни воздуха, ни огня, ни воды, а только странная смесь всех элементов и замерзшее море. Описанный однажды Пифеем, загадочный остров занимает умы географов, историков и эзотериков последние две тысячи лет. Географы спорят, что видел Пифей на самом деле: Гренландию, Исландию или Норвегию. Мистики видят в острове то прародину белой расы, то сказочное царство Сатурна, где демоны учат людей своей магии. Поиском Туле, среди прочих, занималось одиозное «Общество Туле», в котором состоял Адольф Гитлер и его ближайшее окружение.


Подводный город: Китеж


В канун Ивана-купала на озеро Светлояр, недалеко от Нижнего Новгорода, съезжались богомольцы, в основном староверы. Впервые такой обычай фиксируется в 1870-х, но, как утверждали сами паломники, «съезжались исстари». Молящиеся не позволяли себе ни купаться в озере, ни рубить деревья вокруг него. Для убедительности последнего запрета рассказывали следующую притчу: «Летось баба тут елошину подрубила . — Что, говорит, за запрет такой! Срублю, и все тут! — Как подрубила, дерево ее до смерти и ушибло». По староверской легенде, под водами озера лежит город Китеж, молитвами своих жителей укрывшийся там от орды хана Батыя. Желающему попасть в этот город с его белокаменными церквями и теремами, из которых до сих пор ежечасно возносится молитва, следует, согласно легенде, остерегаться злых мыслей , всей душой хотеть спасения и «не помышлять о том да о сем». В среде староверов передавался текст письма родителям от сына, якобы проживающего в Китеже. Сын сообщает, что живет он там хорошо, молясь в обществе святых отцов и процветая, «яко финики и яко кипарисы». Мечтающие о такой жизни приходили к озеру, вслушивались, силясь разобрать в тишине колокольный звон, и пытались в очертаниях холмов, тумана над водой или облаков увидеть силуэт прячущегося города.


Северный остров: Земля Санникова

Якобы увиденный в 1811 году зверопромышленником Санниковым остров к северу от Новосибирских островов долгое время занимал исследователей-полярников. Дело в том, что полярные гуси весной улетают на север от Новосибирских островов, а осенью возвращаются с потомством, а значит там, среди ледяной пустыни, должна быть относительно теплая суша. Вопрос о существовании земли Санникова волновал умы исключительно исследователей Крайнего севера до 1926 года, когда вышел в свет фантастический роман академика-геолога Обручева. Он сделал остров теплым и лесистым, населил его двумя враждующими народами, гигантскими оленями, шерстистыми носорогами и мамонтами. По книге был снят фильм, песня из которого, «Есть только миг…», стала одним из главных советских шлягеров. В 1937 году, по настоянию Обручева место, где предположительно находилась земля Санникова, было исследовано с помощью полярной авиации, но найти остров так и не удалось.


Страна наслаждения: Гиперборея

Северная страна, населенная народом блаженных гипербореев. Народ этот любим Аполлоном, и бог время от времени наведывается в эту страну на колеснице, запряженной лебедями, чтобы потом, во время летней жары, отдохнув, вернуться в Дельфы к своему оракулу. Аполлоновы любимцы занимаются песнями, танцами и молитвами. Они ни с кем не воюют и отказываются от мясной пищи. Не знают болезней и бедствий. Когда приходит время умирать, гиперборей, испытав все наслаждения, бросается в море. Рассказы о северной стране до сих пор впечатляют любителей загадочного: именно там (Гиперборею ищут от Гренландии до Урала), по их мнению, должна располагаться прародина белой расы. Недавно к поискам подключился сатирик Михаил Задорнов: он даже снял о гиперборее документальный фильм, который вскоре выйдет на экраны.

Царство пресвитера Иоанна

Пресвитер Иоанн, христианский повелитель индийцев, направил письмо королям-христианам, и в первую очередь константинопольскому императору Мануилу. Это известие, отмеченное хронистом Альбриком из монастыря Трех Источников в 1165 году, взбудоражило Европу. Описание иоанновых владений, содержащееся в письме, поражало. Пресвитер Иоанн правит 70 царями, авангард его войска составляют каннибалы, пожирающие всех встречных, а за трапезой в его дворце ежедневно присутствует тридцать тысяч человек. В его необъятных владениях (в одну сторону — четыре месяца пути, а сколько в другую, пресвитер и сам не знает) живет масса экзотический зверей и народов: тут и безголовые люди со ртом на животе, и единороги, и муравьи размером с поросенка. Никого в то время не волновало, что текст письма, как и его отправитель, — плод фантазии европейских авторов. Вера в могущественное восточное царство была настолько сильна, что явившихся в XIII веке татар поначалу приветствовали как войско всесильного пресвитера Иоанна и даже рассчитывали на помощь в Крестовых походах.


Золотая страна: Эльдорадо


Первые слухи об Эльдорадо относились не к золотой стране, а к золотому человеку — царю некоего индейского племени, которого каждое утро посыпают золотой пылью, а каждый вечер эту пыль смывают в озере. Основа для этой легенды — обряд племени муисков, который к середине XVI века, когда вдохновленные легендой конкистадоры достигли земель муисков, уже не соблюдался. Золота у племени было совсем не так много, как того хотелось бы испанцам, — для обряда требовалась лишь горстка золотой пыли, которую выменивали у разгромленных завоевателями инков. Убедившись, что легенда о золотом человека фактическими данными не подтверждается, испанцы устремились на поиски золотой страны. Ее географические координаты не раз менялись, но самую благодатную почву для поисков дали непроходимые джунгли Амазонки. Там, между Амазонкой и рекой Ориноко, рассчитывали испанцы найти полный сокровищ город Маноа, стоящий на озере Парима. Ни города, ни озера с годами обнаружено не было, а трагическая история экспедиции Педро де Урсуа, убитого вероломным помощником Агирре, легла в основу фильма Вернера Херцога «Агирре, гнев божий».


Потерянный материк: Атлантида

Материк в Атлантическом океане, описанный Платоном. Согласно философу, Атлантида была могущественным и славным государством, вступившим в войны с Афинами и потерпевшим от них поражение за 9000 лет до написания «Диалога». Столица Атлантиды якобы была окружена водными кольцами, а с морем соединена каналом. В самом центре столицы, на акрополе, располагался дворец царя — потомка Посейдона. Все в этой стране, вплоть до системы орошения полей, было подчинено идеальному, с платоновской точки зрения, порядку. Но вскоре после поражения в войне с Афинами страна захирела, некогда добродетельные цари погрязли в разврате, и по воле богов Атлантида была уничтожена. Платоновский текст обрывается, и о характере катастрофы остается только догадываться. Этот текст — единственный источник, указывающий на существование Атлантиды. Впрочем, этот факт, как и склонность Платона к вымыслу, не останавливает людей, посвящающих жизнь поиску исчезнувшего материка. Атлантологи разных направлений помещают материк на карте от Бразилии до Крыма. Горячие головы и вовсе настаивают на связи Атлантиды с внеземными цивилизациями.
неслучившиеся животные, единорог, Чупакабра, химеры

Еще каких-то несколько сотен лет назад для среднего европейца слон, единорог и птица феникс казались в равной степени далекими, экзотическими и одновременно реальными животными. Не было ничего необычного в том, что из семени может родиться барашек и что только пальбой из пушек можно отогнать от деревни райскую птицу, пение которой сводит с ума. Разнообразие видов казалось действительно бесконечным. Да и сейчас, когда наука вроде бы расставила все на свои места, в обывательском сознании находится место для чупакабры и снежного человека.


Райские птицы

Сирин и алконост, две райские птицы с лубочных картинок, различаются незначительно — у Алконоста, как правило, есть руки, а Сирин обычно обходится без них. В остальном же все сходится — полногрудые женщины с птичьими телами восседают на ветвях райского дерева и поют свои песни. Поют и вблизи человеческих жилищ, в основном сирин. Человек, заслышавший пение, обо всем забывает и идет вслед за птицей до тех пор, пока не умирает от усталости. Чтобы избежать нежелательного исхода, следует, едва завидев птицу, начинать шуметь — бить в колокола, дуть в трубы, стрелять из пушек. Тонкий слух певицы не выдерживает шума, и птица «понуждена бывает к своим возлетати жилищам». Впрочем, пение этих полуптиц-полудев может оказывать на человека и благотворный эффект — оно возвещает праведникам о будущей радости. Для этих же целей даны алконосту руки — в них он держит свиток с какой-нибудь поучительной сентенцией о райской жизни.


Единорог

Копытное с одним рогом впервые встречается на клеймах индийских городов аж в третьем тысячелетии до нашей эры. Из Индии единороги попадают на Ближний Восток, а оттуда, к V веку до н. э., в Европу. Античные авторы, среди которых Аристотель и Плиний Старший, считают, что единороги водятся в Африке и Индии, и приписывают рогу животного способность исцелять от любых болезней. Средневековая Европа наследует античной традиции и развивает ее. Единорог становится лютым зверем — помимо своего могучего рога, он прекрасно владеет когтями, расположенными прямо на копытах. Даже слон (в Средневековье такая же экзотика, как и единорог) трепещет перед ним. Поймать такого зверя не под силу ни одному охотнику. Но метод все-таки есть. Даже у такого мощного животного есть слабость: юные девы. Девушку следует красиво одеть, после чего запустить в единорожью пещеру. Устав от дневных дел, единорог захочет поспать и явится в свое логово. Согласно расчетам охотников, увидев приманку, хозяин ничего не сможет с собой поделать и, взволнованный, уснет на ее коленях. В этом-то положении охотнику и следует брать этого могучего зверя. Такое предприятие сулило огромную выгоду — рог единорога ценился чрезвычайно дорого и продавался на рынках по всей Европе. Рог можно было приобрести целым или в растертом виде. В первом случае покупатель оставался с рогом нарвала, а во втором — с порошком, состав которого раз от раза значительно менялся.


Чупакабра

Чупакабра, chupakabras

Чупакабра дословно переводится с испанского как «сосущий коз». Животное нападает на домашнюю скотину и через два небольших и аккуратных отверстия на коже высасывает всю кровь. Паразит стал тревожить пуэрториканских фермеров еще в 1950-е, но близкое знакомство публики с сельскохозяйственным вредителем пришлось на середину 90-х. Благодаря широкой огласке чупакабра покинул Пуэрто-Рико и стал появляться по всей испаноговорящей Америке. Ничего конкретного об облике кровососущей твари сказать нельзя — кто-то говорит о крыльях и языке, как у ящерицы, кто-то рассказывает о песьей голове и теле кенгуру. Генеалогия козьего вампира тоже неясна — исследователи предлагают считать животное то выжившим динозавром, то инопланетным пришельцем. Как бы то ни было, завоевав американский континент, чупакабра перебрался в Евразию. С некоторой периодичностью хитрого зверя стали замечать то на Черниговщине, то на Ставропольщине, что внесло новую краску в цветущую сложность русской жизни.


Василиск

Петуха в хозяйстве не следует держать дольше семи лет. В таком весьма почтенном по петушиным меркам возрасте, согласно русской традиции, появляется вероятность, что птица, особенно если она черная, может снести яйцо. Яйцо петух закопает в навоз, а дальше, согласно легенде, его должна высидеть жаба, и лишь после этого, через шесть недель, из него вылупится василиск. Впрочем, в некоторых версиях русской легенды вся эта сложная процедура с навозом и жабой признается необязательной — достаточно просто шесть недель подержать яйцо под мышкой. Сам по себе василиск — чрезвычайно полезный зверь для своего хозяина. Если верить преданию, змей будет носить в дом серебро и золото. Однако завести василиска — тягчайший грех, а потому петухов на седьмом году жизни, как правило, все-таки резали. Василиск, царь змей, способный убивать одним взглядом, из яйца появлялся не только у русских — почти повсеместно в Европе страшный змей изображается с петушиным хохолком, крыльями и клювом.


Баранец

баранец, агнец скифский, баранец татарский,

Строго говоря, агнец скифский, или баранец татарский, — не животное, а растение, помещенное Линнеем в класс тайнобрачных папоротников. Согласно описанию Герберштейна, побывавшего в России в начале XVI века, растение это водится между Волгой и Яиком. Семена его похожи на семена дыни, но чуть круглее (непонятно, что заставило Линнея заявить, что баранец, имеющий семена, — папоротник). Если зарыть это семя в землю, то вырастет из него нечто, чрезвычайно походящее на новорожденного ягненка. Сходство было бы полным, если бы не волосяные копыта. Кроме внешних различий, есть и внутренние — мясо у растения-ягненка напоминает крабовое. Корень связан с ягненком через пупок и обладает невиданной прожорливостью — живет растение до тех пор, пока не истощит почву вокруг себя. Вслед за Герберштейном агнца скифского описывали и другие путешественники в Россию, но дальнейшие исследования профессионалов-ботаников ничего подобного не обнаружили. Сейчас баранцем называется папоротник, густо покрытый волокнами, напоминающими шерсть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий