воскресенье, 29 сентября 2013 г.

аргентинское танго

 исполняется 116 лет со дня первого исполнения танго

Днем рождения танго считается 29 сентября 1897 года: в тот день в Буэнос-Айресе в театре «Олимп» состоялась премьера спектакля «Креольский суд». В нескольких сценах постановки танцевали танго. На самом деле, конечно, этот танец родился гораздо раньше – в бедных кварталах Буэнос-Айреса, где жили бок о бок небогатые горожане, иммигранты из Европы и потомки африканских рабов, где нравы были просты, а страсти не скрывались. В 1910 году один аргентинский композитор показал в Париже музыку и хореографию танго – и с этого года началось триумфальное шествие этого зажигательного танца по всему миру.
Россия узнала о танго одновременно со всем миром. В «Золотом теленке» (1930) есть знаменитый эпизод, в котором Остап Бендер ликует, закончив сбор «компромата» на Корейко: «Остап танцевал классическое провинциальное танго, которое исполняли в театрах миниатюр двадцать лет тому назад, когда бухгалтер Берлага носил свой первый котелок (…), а зицпредседатель Фунт был еще бодрым семидесятилетним человеком и вместе с другими пикейными жилетами сидел в кафе «Флорида», обсуждая ужасный факт закрытия Дарданелл в связи с итало-турецкой войной (шла в 1911 – 1912 годах, Дарданеллы были закрыты Турцией в апреле 1912 года. – Прим. ред.)».
Как пишет литературовед Роман Тименчик, «первая встреча русской поэзии с танго произошла в 1913 году (…), и, как бывает, они при этой встрече не узнали друг друга». Однако впоследствии танго стало заметным фактом русской культуры.
«Москвичка» предлагает 10 интересных фактов из истории танго в России.
1. 13 ноября 1913 года поэт Константин Бальмонт, понаблюдав за танцующей молодежью на петербургской вечеринке, вздохнул: «Почему я, такой нежный, должен все это видеть?». Об этом потом вспоминала Анна Ахматова. Комментаторы пишут, что танцоры в тот день исполняли именно танго. Интересно, что Бальмонт был поклонником южноамериканской (мексиканской) культуры и певцом сексуального раскрепощения («Хочу быть дерзким, хочу быть смелым, (…)/ хочу одежды с тебя сорвать!»). Но танго оказался слишком раскованным даже для него.
2. Писатель Вадим Морковин (1906 – 1973), живший в 1913 году в Москве, вспоминал, как его отец сказал знакомым, что видел в варьете «Аквариум» недалеко от их дома «настоящее аргентинское танго». «Мать сразу же выставила меня за двери – танго считалось настолько неприличным танцем, что при детях нельзя было о нем говорить».
3. Новый танец пришелся по душе футуристам, который вообще любили всяческий эпатаж. Илья Зданевич любил танцевать танго и читал о нем лекции. Поэт Василий Каменский издал скандально известный сборник «Танго с коровами» (1914).
4. В 1914 году министр просвещения Л.А. Кассо издал циркуляр и разослал его попечителям учебных округов. «Ввиду явно непристойного характера нового, входящего в большое распространение модного танца под названием «танго», вследствие полученных Министерством народного просвещения сведений об отдельных попытках обучения ему учащихся покорнейше прошу ваше превосходительство принять строгие меры к тому, чтобы означенный танец не преподавался в учебных заведениях вверенного вам учебного округа, а равно чтобы ученики как мужских, так и женских учебных заведений не посещали танцклассов, в коих он преподается».
5. В 1916 году Маяковский вставил нотную строку аргентинского танго в свою поэму «Война и мир» (ч. 1) в сцену, где жирующие в тылу благополучные люди пируют в кабаке. Мотив танго дополняет череду отталкивающих сцен разгула («И вот/ на эстраду,/ колеблемую костром оркестра,/ вывалился живот./ И начал!/ Рос в глазах, как в тысячах луп./ Змеился./ Пот сиял лачком./ Вдруг – / остановил мелькающий пуп,/ вывертелся волчком»). Танго здесь – танец сытых буржуа, погнавших на бойню невинных людей. 
Игорь Северянин писал: «Смышленый малый Маяковский,/ который кофтой цвет тангО/ наделал бум из ничего». «Цвет танго» – распространенное выражение начала ХХ века, обозначавшее желтый или оранжевый оттенок (известно, что Маяковский щеголял в кофте из желтого бархата). Режиссер Эммануил Краснянский (1891 – 1982) вспоминал, что в 1913 – 1914 годах «даже галстуки, жилеты, носки оранжевого цвета назывались танго. Крик моды».
Александр Блок в январе 1918 года записал в дневнике впечатления от сонета Валентина Стенича «Tango macabre»: «декадентские стихи (рифмы, ассонансы, аллитерации, танго)». Мотив танго – мотив упадка и апокалипсиса.
6. Золотым веком танго стал нэп. Это была вторая волна его распространения в России. Но когда нэп был свернут, танго стали осуждать как явление чуждой пролетариату культуры, танец элиты. Александр Малышкин писал в романе «Люди из захолустья» (1937 – 1938): «Полилось жеманное рыдание танго. То был танец, который считался в те годы (в 1929 году. – Прим. ред.) полузапретным, таящим в себе яды иного социального строя». Однако новые пластинки танго («Утомленное солнце») записывались и в 1930-е годы.
После смерти Сталина к танго стали относиться проще, и оно снова завоевало танцплощадки. Ну, а настоящий расцвет танго наступил в 1990-е годы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий