35 лет назад на экраны вышел советский фильм-катастрофа "Экипаж". Эта картина стала дебютом в кино для Александры Яковлевой, сыгравшей стюардессу Тамару. Она была одной из самых популярных актрис 80-х годов, но потом ушла из кино, сделала успешную чиновничью карьеру и даже побывала в кресле вице-мэра. Что заставило ее так кардинально сменить направление? Чем она занимается сейчас? И почему так неохотно вспоминает о своем кинопрошлом? Об этом актриса, общественный деятель Александра Яковлева рассказывает наедине со всеми.
О бабушкином воспитанииКогда родители расстались, маму я немножко видела, отца - нет. Я тогда была очень маленькой и не понимала, что есть родители. Я думала, что бабушка и дедушка – это моя семья. Для меня она – это и мама, и папа. Мои родители живы. После смерти бабушки мы стали больше общаться и видеться с мамой. С отцом – совсем нет.
Бабушка вложила в меня столько здоровья, воспитания, столько спорта, культуры, балета. Балет с пяти лет, хореографическая студия. Кормила потрясающей украинской кухней. У меня интернациональная семья: бабушка - украинка, дедушка - русский. Меня воспитали в духе некой четкой цели, которую бабушка достигала. Когда мы жили в старинном немецком особняке в Восточной Пруссии, в Кенигсберге, где я родилась и выросла, на потрясающей кухне, метров тридцать, где собирались шесть хозяек, бабушка говорила: "Это будущая кинозвезда". Скрипочка в руки, балетная пачка, красивые платья, бабушка мне шила. У меня были самые лучшие костюмы, поэтому меня ставили в первую пару. Или, например, она заставляла меня учить наизусть "Медного всадника", когда мне было пять-шесть лет.
Бабушка вложила в меня столько здоровья, воспитания, столько спорта, культуры, балета. Балет с пяти лет, хореографическая студия. Кормила потрясающей украинской кухней. У меня интернациональная семья: бабушка - украинка, дедушка - русский. Меня воспитали в духе некой четкой цели, которую бабушка достигала. Когда мы жили в старинном немецком особняке в Восточной Пруссии, в Кенигсберге, где я родилась и выросла, на потрясающей кухне, метров тридцать, где собирались шесть хозяек, бабушка говорила: "Это будущая кинозвезда". Скрипочка в руки, балетная пачка, красивые платья, бабушка мне шила. У меня были самые лучшие костюмы, поэтому меня ставили в первую пару. Или, например, она заставляла меня учить наизусть "Медного всадника", когда мне было пять-шесть лет.
Об актерской карьере и поворотах судьбыОтрезок был слишком короткий: 20 лет - дебют в фильме "Экипаж", 30 – "Человек с бульвара Капуцинов", 32 – уже вице-мэр города и другая жизнь. Я совсем другая сейчас. Я не то что как актрису – я вспоминаю того человека как чужого мне человека. Это не я, это не моя жизнь. Это некий подарок судьбы. В 20 лет – любовь, фантазии, развлечения, молодость. Моя любовь, моя молодость – это кино, этот короткий отрезок жизни. А потом – другая жизнь, все другое. Я могу поговорить о той девочке, красотке, вздорной, хулиганке, спортсменке. Я смотрю "Чародеи", я смотрю стюардессу Тамару в фильме "Экипаж" - это не я. Та другая девочка мне очень нравится. Ну такая красотка! Круче Николь Кидман и Ким Бейсингер.
Михаил Сергеевич Горбачев, перестройка. Три главные роли в трех разных киностудиях страны: "Беларусьфильм", "Ленфильм", "Мосфильм". На мне роскошное в пол шелковое платье, великолепное колье, чудесная прическа. Мы играем сцену на Каменном острове в Санкт-Петербурге, и вдруг входит директор, говорит: "Стоп!" Все закончено, фильм закончен. Госкино СССР прекратило свое существование, финансирование, все производственные кинопроцессы остановлены, и ты никто. И все твои главные роли канули в лету. Фильмы, естественно, не были сняты. И что делать? Это не мы бросили – нас бросили.
Михаил Сергеевич Горбачев, перестройка. Три главные роли в трех разных киностудиях страны: "Беларусьфильм", "Ленфильм", "Мосфильм". На мне роскошное в пол шелковое платье, великолепное колье, чудесная прическа. Мы играем сцену на Каменном острове в Санкт-Петербурге, и вдруг входит директор, говорит: "Стоп!" Все закончено, фильм закончен. Госкино СССР прекратило свое существование, финансирование, все производственные кинопроцессы остановлены, и ты никто. И все твои главные роли канули в лету. Фильмы, естественно, не были сняты. И что делать? Это не мы бросили – нас бросили.
О должности вице-мэра КалининградаЭто был момент чудовищной киношной пустоты. Многие актеры подрабатывали в такси, торговали на рынках. Кенигсберг – мистический город. Он меня спас. Я стала вице-мэром города не потому, что я захотела поменять профессию, а потому что такое тяжелое время было в стране, и родной город вытащил.
Умерла бабушка. Я со съемочной площадки прилетела в Калининград, еще не понимала, что происходит. Прибежала в мэрию. А куда было бежать? Кто помог бы похоронить близкого человека? Место на кладбище, похороны… Прибежала к мэру. Замечательный человек, помог, все сделал. Потом позвонил и сказал: "Приходи на разговор, давай создавать комитет по культуре и туризму". – "Я актриса". А он говорит: "А я моряк". Что я могу? Все друзья - актеры, режиссеры. "Приезжайте ко мне, сделаем фестиваль, переплюнем Канны". Бог, видимо, понял, что во мне есть некие лидерские качества, что я могу руководить, управлять, делать добро.
Умерла бабушка. Я со съемочной площадки прилетела в Калининград, еще не понимала, что происходит. Прибежала в мэрию. А куда было бежать? Кто помог бы похоронить близкого человека? Место на кладбище, похороны… Прибежала к мэру. Замечательный человек, помог, все сделал. Потом позвонил и сказал: "Приходи на разговор, давай создавать комитет по культуре и туризму". – "Я актриса". А он говорит: "А я моряк". Что я могу? Все друзья - актеры, режиссеры. "Приезжайте ко мне, сделаем фестиваль, переплюнем Канны". Бог, видимо, понял, что во мне есть некие лидерские качества, что я могу руководить, управлять, делать добро.
О рельсах и параллеляхКогда судьба подарила мне слишком роскошный подарок – семь лет работы на железной дороге, я каждое утро просыпалась и говорила: "Господи, неужели это не сон?" Не бывает бывших хирургов, и не бывает бывших актеров. И тебе Бог дал эту должность – заместителя начальника Октябрьской железной дороги, заместителя генерального директора Дирекции скоростного сообщения, генерального директора Калининградской пригородной пассажирской компании. Тебе Бог дал актеров, которые все равно общаются со зрителями. Это поездные бригады, начальники поездов. Это те люди, которые обслуживают пассажира. И они в твоем подчинении. И ты делаешь с ними, что хочешь. Это не власть, это обучение актерскому мастерству.
Мы дарили России новый продукт – высокоскоростной поезд. И там должны быть девочки круче любой артистки, умнее любой профессорши, чтобы пассажиру было приятно. Помимо людей, это железо. Это шпалы, рельсы, вагоны. И когда высокоскоростной поезд - десять вагонов без ресторана-бистро! Мне говорили: "У нас в Германии не едят в скоростном поезде". Я говорю: "А у нас в России едят и пьют в скоростном поезде". И мы делали в Нюрнберге проект, где мы втиснем в этот пассажирский вагон: тут микроволновочка, тут барчик, тут столик. И мы это сделали.
Для меня сейчас самое дорогое – это уважение железнодорожников. Это дороже, чем любовь зрителей. Потому что железнодорожники – это суперпрофессионалы в своей работе. Когда я пришла на железную дорогу, никто не верил, что я смогу там работать. Я сразу же закончила железнодорожный вуз. Никто не верил, что я буду сдавать экзамены, сессию. Бабушка учила всегда быть лучшей: в танце, в музыке, в поэзии, в ролях. Бабушка учила – значит, я стала лучшим железнодорожником, мне дали звание "Почетный работник Октябрьской железной дороги".
Мы дарили России новый продукт – высокоскоростной поезд. И там должны быть девочки круче любой артистки, умнее любой профессорши, чтобы пассажиру было приятно. Помимо людей, это железо. Это шпалы, рельсы, вагоны. И когда высокоскоростной поезд - десять вагонов без ресторана-бистро! Мне говорили: "У нас в Германии не едят в скоростном поезде". Я говорю: "А у нас в России едят и пьют в скоростном поезде". И мы делали в Нюрнберге проект, где мы втиснем в этот пассажирский вагон: тут микроволновочка, тут барчик, тут столик. И мы это сделали.
Для меня сейчас самое дорогое – это уважение железнодорожников. Это дороже, чем любовь зрителей. Потому что железнодорожники – это суперпрофессионалы в своей работе. Когда я пришла на железную дорогу, никто не верил, что я смогу там работать. Я сразу же закончила железнодорожный вуз. Никто не верил, что я буду сдавать экзамены, сессию. Бабушка учила всегда быть лучшей: в танце, в музыке, в поэзии, в ролях. Бабушка учила – значит, я стала лучшим железнодорожником, мне дали звание "Почетный работник Октябрьской железной дороги".
О целиЯ тридцать лет иду к этой цели, и я ее достигну: я буду губернатором. Я хочу на примере крохотного региона показать, что можно сделать в России. Галина Павловна Вишневская моя любимая сказала: "Россию спасет женщина". Почему она сказала? Потому что в России происходят вещи очень тяжелые сейчас для нашей страны, и мы, женщины, окрепли, прошли такую школу, научились выживать. А мужики? Они к нам пристроились.
О браке с актером Валерием Кухарешиным, в котором у Александры Яковлевой родилось двое детей, и замужестве с Калью Аасмяэ, которое она называет "первым и последним"Мы были сокурсниками на курсе у Льва Абрамовича Додина и Аркадия Иосифовича Кацмана. Я была совсем девчонкой, а он уже таким мачо, мужчиной, Валерий Кухарешин. Положил он на меня глаз. Бабушка учила: только после свадьбы! А уже гормоны-то играли. Свадьба была. Но она быстро закончилась. У меня такая бурная жизнь, что если бы я тогда не родила в институте, сейчас бы уже не родила. А как без мальчика и девочки?
Мы прожили в браке шесть лет. Театральный институт уже закончен, меня закрутило кино, "Экипаж", "Парашютисты", где я увидела своего мужа в небе на пяти тысячах метров – мастера спорта международного класса по парашютной акробатике. Влюбилась безумно, полюбила. Тридцать лет вместе, расставаться не собираемся. Потому что чего расставаться? Уже поздно.
Когда распалось Госкино и я стала вице-мэром Калининграда, Калью уехал в Германию на много лет. У меня тоже была возможность уехать вместе с ним в Германию, но я не могу уехать из Калининграда, потому что я же губернатором буду, куда я уеду? Сейчас он работает в Эстонии. Я довольна, что мужчина красивый, не лысый, без живота в 53 года, стройный, прекрасно готовит, замечательный собеседник. Как все эстонцы, хорошо воспитан. Зачем мужчина еще нужен? Для антуража, для поддержания беседы, для душевного тепла.
Мы прожили в браке шесть лет. Театральный институт уже закончен, меня закрутило кино, "Экипаж", "Парашютисты", где я увидела своего мужа в небе на пяти тысячах метров – мастера спорта международного класса по парашютной акробатике. Влюбилась безумно, полюбила. Тридцать лет вместе, расставаться не собираемся. Потому что чего расставаться? Уже поздно.
Когда распалось Госкино и я стала вице-мэром Калининграда, Калью уехал в Германию на много лет. У меня тоже была возможность уехать вместе с ним в Германию, но я не могу уехать из Калининграда, потому что я же губернатором буду, куда я уеду? Сейчас он работает в Эстонии. Я довольна, что мужчина красивый, не лысый, без живота в 53 года, стройный, прекрасно готовит, замечательный собеседник. Как все эстонцы, хорошо воспитан. Зачем мужчина еще нужен? Для антуража, для поддержания беседы, для душевного тепла.
О роли Дианы Литтл в фильме "Человек с бульвара Капуцинов" режиссера Аллы Суриковой
Претендентка на эту роль была одна - Лара Удовиченко. Роскошная грудь, Диана Литтл. Она говорит: "У тебя маленькая грудь, у нее большая". Я прилетела из Кабула. В Афганистане я заболела редкой болезнью, лежала, у меня температура 44, я умираю. Профессор говорит: "Никуда не поедешь, лечись, а то помрешь". Я говорю: "Нет, я поеду пробоваться". И я звоню Алле и говорю: "Алла Ильинична, а можно мне хотя бы попробоваться приехать? Я подумала: у Ларисы грудь больше, а у меня ноги длиннее".
Претендентка на эту роль была одна - Лара Удовиченко. Роскошная грудь, Диана Литтл. Она говорит: "У тебя маленькая грудь, у нее большая". Я прилетела из Кабула. В Афганистане я заболела редкой болезнью, лежала, у меня температура 44, я умираю. Профессор говорит: "Никуда не поедешь, лечись, а то помрешь". Я говорю: "Нет, я поеду пробоваться". И я звоню Алле и говорю: "Алла Ильинична, а можно мне хотя бы попробоваться приехать? Я подумала: у Ларисы грудь больше, а у меня ноги длиннее".
О творчествеЯ сейчас пишу с одним из самых лучших питерских писателей, заканчиваю работу над сценарием о Кенигсберге, и то, что мы пишем сейчас, это будет такой взрыв в киношной среде, в мире! Потому что главное в кино – это история. Нет истории – не будет фильма. И я ее придумала. Эту историю я придумала 15 лет назад, и мы сейчас ее осуществляем, за которую получим берлинского "Золотого медведя".
О детях и внукахЯ настолько счастлива в своих детях и внуках, что боюсь об этом говорить, потому что боюсь сглазить. Если начинаешь говорить, что у меня лучшие внучки и самые лучшие внуки – не дай Бог! Имеешь это счастье – храни его, никому не говори и, когда засыпаешь, Богу молись и говори спасибо, что у тебя есть Настя, Яна, Артем и Тимофей. И желай им только здоровья. И благодари Лизу, свою дочку, и Кондратия, которые живы, здоровы, он железнодорожник, она крутой пиарщик-маркетолог, что у них такие потрясающие семьи, что у меня такая невестка Оксана Яковлева, я ее обожаю, это вторая моя дочка, что Лизонька у меня умнейшая, красавица, чудесная, мама, великий человек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий